Про критическое мышление, умение думать и лапшу на ушах

критич1Однажды наша бабушка, пытаясь доказать свою точку зрения, привела аргумент, ставший жемчужиной в семейной коллекции «шедевров мысли»: «Так же в газете было написано!». После взрыва хохота бабуля наша, кажется, немного обиделась и сильно удивилась: «А чего я такого сказала-то?». «Бабушка», — ответил ей 5-летний Макс, — «ты разве не понимаешь, что нельзя верить всему, что пишут в газетах?». Бабуля открыла рот, но не нашлась что сказать. А супруг, донельзя довольный, зашелся в новом приступе хохота.

Супруг-то действительно был доволен, поскольку для него критичность мышления является одним из главных показателей нормального, развитого человека (и обладают этой критичностью, как он любит констатировать, далеко не все). А я задумалась. Во-первых, о том, что такое критическое мышление. Во-вторых, насколько оно востребовано в современном обществе (в системе образования, например). А в-третьих, как его развивать (если уж мы придем к выводу, что развивать его можно и нужно).

критич4Ответить на первый вопрос проще всего. Критическое мышление – это способность не просто кушать информацию, а перерабатывать ее, анализировать, формировать к ней собственное отношение и принимать взвешенные решения. А вот насколько наличие этого самого мышления приветствуется сегодня?

Нашла я недавно статью, в которой очень категорично заявлялось, что «сейчас в большинстве новых учебных программ одним из важнейших требований становится умение детей критически мыслить, анализировать информацию и доказывать свою точку зрения».

Ой ли… Такое ощущение, что автор никогда не сталкивался в школе с Марьиванной. Добро, если Марьиванна снижает на 2 балла оценку за абсолютно правильно решенную задачу только потому, что ребенок «неверно» записал условие. В этом случае еще можно объяснить малышу, что учительница его печется о том, чтобы он был внимательным, сосредоточенным и умел действовать по заданным правилам – в будущем пригодится (аргументация слабовата, ну, да ладно). Куда хуже ситуация (не такая уж редкая), когда Марьиванна сама неверно решает задачу или принципиально отказывается понимать, что у нее (задачи, а не Марьиванны) есть несколько способов решения. Много ли найдется учителей, которые не просто не устроят разнос «зарвавшемуся» Иванову, доказывающему свою точку зрения, а еще и похвалят его за то, что, во-первых, сообразительный он мальчик, а, во-вторых, не побоялся привести аргументы в свою защиту?

Может быть, развитию критичности мышления способствует многострадальный ЕГЭ, в котором надо выбирать готовые ответы, а не приводить доказательства? Или нашему государству требуются критично мыслящие люди, готовые трезво оценить последствия тех или иных событий и реформ? Это все риторические вопросы. Я на них знаю ответ. И вы, наверное, знаете.

В общем, востребованность в нашем обществе критического мышления – спорный вопрос. И неоднозначный.

критич3С другой стороны, лично мне не хочется, чтобы мой ребенок был потребителем контента и счастливым обладателем лапши на ушах. Поэтому пожму супругу руку в знак солидарности и буду радоваться, когда Макс не просто слепо верит чему-то, а пытается понять, что, зачем и почему. Получится ли этому радоваться всегда? – вряд ли 🙂 Ведь подобная позиция чревата превращением «хорошего», послушного ребенка в назойливого чертенка, задающего слишком много вопросов и, о ужас!, спорящего с самой мамой и с самим папой.

—       Макс, давай-ка ешь овощной салат. Он очень полезен для здоровья! – А чем это он полезен? А разве макароны не такие полезные?

—       Максим, пора на сон дневной укладываться. — Мам, а тебе не кажется, что я уже слишком взрослый, чтобы днем спать? Я сейчас такой же, как ты, по сонливости – так что раз ты не спишь, то и я не буду.

Не страшно? 🙂 Если нет, то вот несколько рекомендаций по развитию критического мышления (или, попросту, умения думать у ребенка):

  1. Не принимайте от ребенка заявления вроде «Я так хочу- значит, так и будет». Пусть малыш попробует привести аргументы в защиту своей точки зрения.
  2. Не ругайтесь, если ребенок сомневается в вашей правоте. Спросите его, почему он с вами не согласен. Порассуждайте вместе.
  3. Приучите ребенка к тому, что сразу нельзя ни критиковать, ни принимать что-то на веру. Вначале необходимо подумать. Может быть, поискать дополнительную информацию.

И последнее: предыдущим правилам хорошо бы следовать и нам, взрослым. Как вы думаете?  И радовал ли вас когда-нибудь ребенок взвешенными (или не очень :)) аргументами?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.