Программирование для малышей. — Вы с ума сошли?

Pictomir2Интересно, какие ассоциации у вас возникнут, если вы услышите слова «программирование для малышей»? Чушь и нонсенс? Ерунда какая-то? Совсем уже реформаторы от образования с ума посходили? 🙂 А если я скажу, что программирование – это не скучный набор непонятных и сложных текстовых команд и алгоритмов, а веселая и увлекательная развивающая игра? Поверите?

Небольшой экскурс в прошлое. Как только компьютеры перестали быть монстрами, занимающими огромные помещения, педагоги начали предпринимать попытки обучать детей программированию. Оно и понятно. Ведь программирование, по большому счету,  — это искусство составления планов. А, значит, занимаясь программированием, ребенок учится планировать и оценивать свои действия, выбирать наиболее эффективный способ действий, находить и исправлять свои ошибки. Как вы думаете, эти умения и навыки будут полезны только программистам и технарям? Нет, конечно. Они необходимы абсолютно любому человеку. Многие специалисты (в частности, наш замечательный математик, программист и ученый А.Г. Кушниренко) считают их новой грамотностью, которой должен овладеть каждый современный ребенок.

— Ну, хорошо, — скажете вы. Но как можно обучать программированию маленького ребенка? Это ведь очень сложно! И взрослые-то люди далеко не все способны этому научиться. Да, вы абсолютно правы, если речь идет о «текстовом» программировании. Но пару лет назад проблема была решена. Под руководством А.Г. Кушниренко на грант НИИ Системных Исследований Российской академии наук была создана система Пиктомир (скачать и использовать ее можно совершенно бесплатно http://piktomir.ru/ ), в которой для составления программ используются не текстовые команды, а пиктограммы.

Представьте себе симпатичного Робота. Зовут его Вертун. Он выполняет важное задание – ремонтирует покрытия космодромов, поврежденные при взлете космическими кораблями. Робот понимает несколько команд – «направо», «налево», «прямо» и «закрасить». Записаны эти команды не словами, а пиктограммками – вполне понятными даже самому маленькому ребенку. Наша задача – собрать из этих пиктограмм программу, выполняя которую, Вертун зальет краской (отремонтирует то бишь :)) все поля космодрома.

Pictomir1

Как вы думаете, какова будет реакция ребенка, если вы предложите ему поуправлять космическим Роботом? Правильно – буря восторгов 🙂 А ведь играя с Роботом, можно составлять не только простенькие алгоритмы, но и довольно сложные программы с циклами, подпрограммами и даже условными операторами. Но об этом чуть позже…

А пока предлагаю посмотреть первое занятие с двумя мальчишками 5 и 6 лет, которое я недавно провела в своем садике.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Программирование для малышей. — Вы с ума сошли?: 11 комментариев

  1. Виктор

    Очень интересно! Дети учатся логически мылить и выстраивать цепочку действий, приводящих к нужному результату. И всё это в формате увлекательной игры.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Подождите, пока мы дойдем до циклов и подпрограмм:)) — вот там действительно логическое и алгоритмическое мышление работают на полную мощность:) Кроме того, самих «программистских» игр (не компьютерных) в нашем арсенале огромное количество. На следующем занятии, например, наш робот (человечек из конструктора Лего) будет клад искать:)

  2. Вика

    Ой, как здорово!
    А систему действительно можно скачать и заниматься дома с ребенком?

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Принимают:) Я обычно занимаюсь с группой из 6-8 человек — в ней, конечно, есть и девчонки.

  3. Фанатка

    Юле 4 года 5 месяцев — прошла 2 первых уровня минут за 20. Я пыталась ей объяснить правила, она мне уверенно заявила, что сама разберется). Из наблюдений — путает право и лево) Будем работать над этим вопросом. и еще я ей показала, как перейти на следующий уровень. Включаю 3, иду мыть посуду.
    В целом игра понравилась, именно тем, что ребенок сначала ставит команды, потом просматривает, потом исправляет и т.д. Действительно программирование.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Поделюсь своими наблюдениями, собранными за три года занятий с детьми программированием (наблюдения эти совсем необязательно будут верны для Юли:)) 4.5 года — все-таки немного рановато. Обычно в этом возрасте ребенок с удовольствием пишет линейные программки, состоящие из простых команд — право, направо, налево, закрасить. А когда дело доходит до более сложных структур, циклов и подпрограмм, возникают сложности. А вот 6-летки это дело осваивают легко и непринужденно:)) Так что ребятишкам младше 6 я обычно показываю самые первые задания и играю с ними в «живые игры» (в Роботов и Капитанов, в поиск клада на бумаге, в творческие игры а ля придумай пиктограммку для действия «подпрыгнуть»:))). А более серьезные вещи откладываю на потом. Но все дети разные… Так что интересно будет узнать об успехах Юли:)) А о «живых» программистских играх я еще напишу — и даже видео выложу:)

  4. Фанатка

    Ну если интересно — в прохождении 3 уровня понадобилась моя помощь — подсказала, что некоторые квадратики уже закрашены, их не надо. Думаю следующие ей будет сложно, там уже циклы, попробую объяснить, если не поймет, отложим до 6 лет.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Мы сейчас сделали для Пиктомира дополнительные игры без циклов и подпрограмм. Доступные и интересные даже для малышей. Чуть попозже постараюсь выложить:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.