Программирование vs железки: что полезнее для детей

hopscotchПару дней назад поспорила с супругом на тему детского программирования. Серьезно так. Предыстория такая.

Недавно обнаружила потрясающее приложение для детей – Hopscotch. С помощью которого ребенок (лет, наверное, с 6) может создавать свои игры, мультфильмы и рисовать картины. А попутно изучать базовые концепции программирования – функции и переменные, условия и последовательности.

Мне Hopscotch, если честно, больше понравился, чем всем известный Scratch. Принцип тот же. Вместо самостоятельного выписывания текстовых команд ребенок перетаскивает блоки и выставляет нужные значения. Но то ли интерфейс более дружелюбный, то ли еще что… Удовольствия мы с Максом получили больше.

Screen Shot 2015-01-13 at 12.54.15 PM

Есть в Hopscotch замечательная вещь – компьютерные игры, сделанные с помощью приложения. То есть ребенок может сразу увидеть, какие потрясающие штуки можно реализовать. Увидеть и загореться. А потом понять, как это делается. Потому что к каждой игре выложено видео, где рассказывается и показывается, как эта игра была создана. Медленно, по шагам. Очень понятно. Ребенок тут же в своем окошке может те же шаги повторить. А потом и свое что-то придумать. Очень здорово!

И вот я вся в энтузиазме (и от Hopscotch, и от вау-реакции ребенка) рассказываю о находке супругу. А Серега вместо того, чтобы обрадоваться и меня всячески поддержать и одобрить, как-то кисло говорит: «Ну, да, нормально».

— Ни фига себе нормально! Это же очень круто!

— Не думаю, — спокойно заявляет супруг. – Я вообще не уверен, что все эти приложения с роботами-исполнителями – то, что нужно детям.

Нда, умеет Серега удивить. Я несколько лет обучаю ребятишек, курсы создаю, о пользе программирования рассказываю, а тут такое. От собственного мужа. Программиста Microsoft, между прочим.

— Серег, почему?

— Да потому что по-настоящему ребенок не поймет, откуда все это берется. Вот он блоки с командами перетаскивает, запускает программу и что? Он же не понимает, что за этим стоит, он видит самую малую часть, то, что на поверхности.

— Детям совсем другое нужно. То, что можно руками потрогать. Что-то более простое. Понимаешь, если ребенок видит: от переключения конкретного регистра что-то меняется, он действительно начинает понимать смысл того, что происходит.

— Делает что-то руками и видит результат. От таких вот простых вещей можно идти к настоящим задачам, вполне понятным детям. Например, сделать так, чтобы в комнате выключался свет, когда в ней никого нет.

— А все эти приложения были придуманы умными дядями – за ними нет никакой реальности. Приложения и языки программирования – это искусственный продукт, который может и будет меняться. А железки – то, что останется. Навсегда.

— То бишь ты хочешь сказать, что ребенка не надо учить программированию. Лучше вместо этого показать ему, как устроен процессор?

— Ага, точно! Потом можно и программировать. Но сначала — железки.

Гм… Зерно истины в Серегиных словах определенно присутствует. Детям дошкольного и младшего школьного возраста действительно полезно иметь дело с реальностью – настоящей, не виртуальной. Трогать руками, крутить, вертеть, переключать и наблюдать за тем, что происходит. И то, что все это очень простые вещи, действительно ведет к более глубокому пониманию происходящего.

Но! С помощью «железок» в нежном возрасте довольно сложно реализовать сколько-нибудь серьезные идеи. А компьютерные приложения вроде Hopscotch позволяют это сделать. «Если можешь это придумать, значит, можешь и сделать».

Вот Макс – грезит динозаврами. Недавно жаловался, что не может найти сайт, где была бы собрана информация о динозаврах, их особенностях, где можно было бы с этими динозаврами поиграть, посмотреть, как они себя ведут и что делают. А после знакомства с Hopscotch, ребенку в голову пришла гениальная идея.

— Мам, а я ведь могу сам свою игру написать. Игра на выживание. Бой динозавров. Там можно будет выбрать себе динозавра. Если хищник, пусть охотится. А если травоядный – защищается. У каждого динозавра свои особенности и повадки – ну, там, когти, рога или шипы. Ты представляешь?

— Ага, — говорю, — представляю.

Здорово ведь… Ребенок фантазирует, выдвигает идеи и пытается их реализовать.

А заодно тренирует мышление. Знакомится с вполне серьезными математическими концепциями. Разве плохо?

В общем, частично признавая правоту друг друга, мы с супругом остались каждый при своем мнении. Он уже неделю показывает Максу, как устроен процессор, а я – помогаю программировать в Hopscotch 🙂

PS: Кстати, Серега нашел для занятий с Максом совершенно потрясающую вещь – компьютер размером с колоду карт. Ему стоит посвятить отдельную статью.

PPS: А Hopscotch можно скачать бесплатно 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Программирование vs железки: что полезнее для детей: 10 комментариев

  1. Галка

    Далеко не все хорошие программисты разбираются в «железках». Мне кажется, что детям важнее понять основные концепции программирования, логические структуры, чем узнать, как устроен процессор. ИМХО)

  2. Larissa

    Ваше несогласие идет на пользу Максу=) Напишите потом о том, как с этими железками заниматься

  3. Анна Бороздина

    Мне на ум приходит схемотехника.
    Дети вполне могут собирать простые схемы (электрические) из проводов, ламп, моторчиков и элементов питания.
    Есть такие конструкторы.
    Ну а дальше все равно идут по логике схемы на основе программируемых контроллеров (упрощенные Arduino).
    По идее это выводит результаты работы с экрана «в жизнь». Можно создать радиоуправляемых роботов со всякими датчиками, счетчиками и т.д., делиться с друзьями и демонстрировать в классе.

    1. Larissa

      Как страшно звучит=) Для меня программирование понятнее, а схемы с контроллерами — темный лес. Так что будет у моего Темы однобокое обучение=)

      1. Наташа Аистова

        Мне тоже страшно. Но, пожалуй, соглашусь с Сергеем. Если есть кому объяснить ребенку схемы, провода и переключатели, пусть лучше переключает)

          1. Наташа Аистова

            Потому что идея о том, что дети должны работать руками, видеть, как все происходит и понимать, мне нравится))

        1. Andrey Logvinenko

          Думаю что железки показывать можно только как игрушки. Железкам нужен функционал, а понять его можно только освоив понятия информация.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      А ничем не закончился:) В смысле и я, и супруг, остались при своем. А вот Макс сейчас занимается в школе программированием на Scratch и в полнейшем восторге. Сделал собственную игру с кучей уровней и требует с меня «продолжения банкета» — надо будет записать его в следующую группу:))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.