Программирование для дошколят. У нас и в Америке

scratch2Пару месяцев назад я рассказывала (и даже видео выкладывала :)) о том, что уже несколько лет в нашей стране дошколята имеют возможность научиться программировать. Серьезно и по-настоящему. И для этого вовсе не надо уметь читать или писать. Собираем из пиктограмм нужную последовательность команд– и оп! — программа, управляющая виртуальным Роботом готова. И тут же, на экране можно увидеть, как Робот её выполняет. Здорово? – еще бы! Ведь помимо того, что дети моментально загораются этой, казалось бы, сложной деятельностью, они еще и приобретают важнейшие навыки: умение составлять, исполнять и модифицировать планы. Возможным это стало благодаря Кушниренко Анатолию Георгиевичу и группе профессиональных математиков и программистов, которые создали Пиктомир – программную среду для дошколят. Кстати, свободно распространяемую – т.е. бесплатную.

А как же на Западе? – спросите вы. Неужели отстают? Ага 🙂

В Америке, к примеру, обучению детей программированию уделяется огромное внимание – разрабатываются курсы для школьников, организуются специализированные летние школы и лагеря, создаются «детские» языки программирования. Вся проблема в том, что для работы в них требуется умение читать и писать – и, значит, дошколятам они недоступны. Ситуация изменилась всего лишь год назад. Американцы взяли на вооружение нашу идею и создали программную среду ScratchJr, в которой для составления программ также используются пиктограммы (хотя есть и текстовые блоки).

С сентября 2012 годя в экспериментальном детском саду при Массачусетском Технологическом Институте, детишки 5-7 лет обучаются программированию. Энтузиазм небывалый. Дети в восторге.

scratch1

Программная среда ScratchJr для дошколят

Что хорошего в ScratchJr:

  • Ребятишки могут придумать собственную историю и с помощью команд ее «оживить». Вот птичка вылетает из гнезда. Бесшумно выползает змея и тихонько приближается к яйцам, оставленным в гнезде. Что случится дальше? – Зависит от маленького программиста.
  • Придуманную историю или игру можно выложить в интернете, чтобы ею могли воспользоваться другие пользователи. И самому поискать что-нибудь интересное – программу, которую можно будет модифицировать или дополнить. В общем, имеется возможность полноценного обмена идеями даже для малышей.
  • Разработчики ScratchJr планируют интегрировать свою платформу в программу дошкольного обучения. Т.е. с помощью ScratchJr можно будет изучать элементы математики, чтения и письма, развивать творческое мышление и приобретать навыки планирования и организации деятельности.

На последнем пункте хотелось бы заострить внимание. Когда команда Кушниренко начинала работу над Пиктомиром, то от профессиональных педагогов и психологов, случалось, поступали негативные отклики. Мол, к чему детям в столь раннем возрасте программирование, алгоритмическое мышление и прочие ужасы? Вы же забьёте в детях творческое начало! Кошмар, просто кошмар! Кстати, мне, как одному из разработчиков курса программирования для малышей, также пришлось с этим столкнуться.

«Программирование ни в коем случае не противоречит творчеству», — говорит А.Г. Кушниренко. «Более того, для создания новых алгоритмов непременно творческое мышление потребуется. Одна из важнейших задач курса программирования – научить ребенка находить средства, необходимые для решения определенной задачи, продумывать цепочку шагов, ведущих к решению, анализировать выполнение созданного плана, находить и исправлять в нем ошибки. Разве эти навыки нужны только программистам, математикам и инженерам? Нет – это то, без чего человек современном обществе не сможет чувствовать себя комфортно».

«Программирование – новая грамотность», — вторит ему Митч Резник, профессор МТИ. «Обучение малышей программированию – то же самое, что научение детей предыдущего поколения письму. И, что важно, когда ребенок осваивает основные концепции программирования, он не просто получает навыки использования компьютерных технологий. Он не просто пользователь, пассивно воспринимающий определенный контент. Он получает возможность создать на компьютере что-то свое, выразить себя, почувствовать себя творцом».

Кстати, девиз американцев, создающих сейчас свой курс программирования для малышей, звучит так: «Придумай, запрограммируй, научись!».

Вот на этой позитивной ноте хотелось бы пока закончить. Впрочем, добавлю еще кое-что. Не так давно была создана версия Пиктомира для мобильных телефонов и планшетников – в том, числе, для iPad. Ура! 🙂 С сентября перейду со своими дошколятами на планшетники и расскажу о результатах.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Программирование для дошколят. У нас и в Америке: 7 комментариев

  1. vk.com Олеся Жукова

    В чем отличие среды ScratchJr от Scratch? Только в том, что ScratchJr более адаптирован для дошколят, то есть там в основном программы составляются с помощью пиктограмм без слов? И когда будет в свободном доступе с русским интерфейсом ScratchJr? Разрабатываю курс информатики для 5-6-леток для центра дополнительного образования и там хочу сделать блок занятий по проектированию в мультимедийной среде, такой как, например, ПервоЛого, но у Центра нет возможности приобрести эту среду, как альтернативу рассматриваю Scratch. Спасибо.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Олеся, вы правы, говоря о том, что ScratchJr отличается от Scratch большей наглядностью (больше пиктограмм, меньше текстовых команд — хотя последние имеются в наличии). Пока, насколько мне известно, адаптацией ScratchJr на русский язык у нас никто не занимается:(( Я сама работаю с Пиктомиром. Разработала для дошколят на его основе курс программирования. Буду рада поделиться:) А вот со ScratchJr помочь не могу.

      1. vk.com Олеся Жукова

        Ирина, спасибо, у меня при установке Пиктомира для MS windows, скачанного с официального сайта http://www.piktomir.ru/ выдает ошибку Piktomir.exe не является приложением Win32 (операционная система Windows XP Home Editon). На ноутбук (Windows 7 Домашняя базовая) установилась. Для ОС Windows XP Home Editon нужен другой файл установки? Сама я поиграла, мне понравилось, система заданий продумана, по мере усложнения. Скажите пожалуйста, методика проведения занятий только здесь описана? Только три занятия? И когда будут ветвления? Их не логичнее после следования до циклов рассмотреть?

        1. Ирина Рогожкина Автор записи

          Олеся, отправила ваш вопрос разработчикам Пиктомира — надеюсь, проблема будет устранена. Что касается методики, то у меня полностью проработаны 12 занятий — я постепенно буду выкладывать их в блог (сейчас уже есть 4). Насчет ветвления — возможно, вы правы. Но не с теми заданиями, которые есть в нынешней версии Пиктомира. Они для дошколят сложны. У меня последовательность такая: линейные программы, циклы, подпрограммы, создание программ с одновременным использованием циклов и подпрограмм, ветвление (но здесь я задачки сама составляю в конструкторе Пиктомира — для того, чтобы дети действительно смогли понять, что это такое).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.