«Пузырь» высшего образования скоро лопнет?

универЯ уже неоднократно сталкивалась с довольно пессимистичными утверждениями о серьезном кризисе (если не крахе) системы высшего образования в США. На фоне того, что наша образовательная система сейчас активно реформируется, причем, в качестве модели взята именно американская, то, думаю, будет полезно разобраться, в чем именно кризис состоит. И, собственно, чего нам самим стоит опасаться.

Как известно, высшее образование в США платное. Первая ступень – степень бакалавра. Уважаемые родители, готовьте как минимум 100 тысяч долларов. Это если вы хотите, чтобы ваше чадо в самом обычном колледже обучалось. Желаете Гарвард? – без проблем, сумма будет в два раза больше.

Далее – степень магистра. Добавьте еще 50-100 тысяч. У вас нет денег? Что ж вы так плохо своего ребенка обеспечили? Ну, ничего страшного, ваше чадо может образовательный кредит взять. Самостоятельно.

И вот – выбран ВУЗ, взят кредит, четыре года (пять, иль шесть лет) пролетают в зубрежке, получен, наконец, красивый диплом, родители страшно горды. И… И молодой человек оказывается в ситуации, когда ему нужно выплатить кредит в 100, а то и в 300 тысяч долларов. Выплатить с процентами.

Знаете, сколько вчерашних выпускников могут сразу после учебы найти работу в Америке? Даже не по специальности, а просто работу? – Не слишком много. Классика жанра: юноша пять лет отучился в престижной юридической школе, задолжал около 200 тысяч долларов. А спустя полгода после окончания ВУЗа сумел устроиться (с большим трудом) секретарем в юридической организации. С почасовой оплатой. Ставка – 10 долларов.

Как вы думаете, сумеет он выплатить свои долги? И, если сумеет, насколько быстро?

Пиковая ситуация. У человека только-только взрослая жизнь началась. А вступает он в нее с огромными долгами и необходимостью их выплачивать, что оставляет ему крайне мало свободы выбора. Его единственная задача сейчас – найти как можно более высокооплачиваемую работу. Насколько она ему будет интересна, сумеет ли он в ней реализоваться – об этих глупых материях речь идти не может.

Вот таких молодых людей в Америке сейчас становится все больше и больше. Что они делают? – Еле сводят концы с концами и задаются вопросом – как они могли в эту ловушку попасть.

А ответ очевиден. Они были уверены, что все делали правильно. Еще бы, родители, дедушки и бабушки стройным хором пели «Высшее образование должен получить каждый! Не получишь – непременно мусорщиком станешь». В фильмах и соц.рекламах – та же песнь: «Старайся, трудись, получай знания и хорошие оценки – будешь потом как сыр в масле кататься».

И вот знания в голове, оценки на бумажке, а цена им – ломаный грош. Потому что знания эти оторваны от жизни и никак в реальной практической деятельности помочь не могут. А оценки – отдельный разговор. Что это? – показатель интеллекта, усидчивой попы, умения сказать то, что хочет слышать преподаватель? Какое отношение они имеют к жизненным успехам, достижениям и ощущению самореализации?

Мир изменился. Изменился очень сильно. Возникают новые способы взаимодействия с людьми, передачи и хранения информации. Некоторые профессии и специальности становятся невостребованными. Огромные корпорации, банки, компании могут лопнуть как мыльный пузырь – быстро и неожиданно.

В таких условиях самое мудрое, что можно сделать – сосредоточиться на приобретении навыков, полезных не в какой-то конкретной области, а в широком диапазоне обстоятельств и экономических реалий, которые позволят адаптироваться к любым переменам, кризисам и новым возможностям. Иными словами, нам всем необходимо культивировать гибкость и устойчивость к внешним воздействиям.

Учат ли этому в ВУЗах? – нет, конечно.

Каковы альтернативы? – искать свой путь и обучаться в процессе настоящей, реальной деятельности. Не так давно основатель платежной системы  PayPal и первый инвестор Facebook Питер Тиль создал «Братство Тиля». Эта странная организация готова выплатить 100 тысяч долларов любому перспективному предпринимателю в возрасте до 20 лет, если тот откажется от идеи продолжить обучение и сразу откроет свое дело.

Основная мысль проста. Если человеку приходит в голову по-настоящему ценная идея, самое правильное – сразу попробовать ее реализовать. Все великие компании начинались с горстки энтузиастов, которые загорались какой-то идеей и обучались в процессе ее реализации. Попутно, кстати, бросая учебу в самых престижных ВУЗах.

Надо сказать, что «Братство Тиля» вызвало бурю восторга среди креативной молодежи и всплеск гнева среди взрослых «традиционалистов». «Вы подстрекаете молодежь отказаться от интеллектуального развития в самом начале взрослой жизни. Вы пытаетесь отвлечь молодое поколение от стремления к знаниям ради знаний и от уважения ценностей среднего класса», — говорили Тилю.

А я вот думаю, если ценности среднего класса и знания (собранные ради знаний) не помогают быть успешным в этом мире, а вынуждают крутиться как белка в колесе, стоит ли тратить пять лет жизни, чтобы к ним приобщиться?

Возвращаясь к нашим реалиям. Поскольку высшее образование у нас было бесплатным, то для огромного количества молодых людей университетские годы стали чем-то вроде большой молодежной вечеринки. Возможностью повзрослеть, найти друзей, узнать лучше себя и окружающий мир. Потихоньку определиться с тем, чем ты хочешь в жизни заниматься. При этом в большинстве случаев трудовая деятельность выпускников была не сильно связана со специальностью, полученной в ВУЗе.

Если университет был выбран хороший, то обучение в нем давало толчок для развития критического мышления, достаточно широкого взгляда на мир и происходящие в нем события. (Именно поэтому я нисколько не жалею, что отучилась на Мех-мате, хотя сегодня моя деятельность с научными изысканиями совершенно не связана).

В принципе, все это очень полезные вещи: и друзья, и взросление, и критическое мышление. Правда, вещи эти являются побочным, а не главным продуктом высшего образования. В связи с чем возникает вопрос, а нельзя ли 5 лет  (говорят, это лучшие годы) провести как-то по-другому, более эффективно и полезно для жизни дальнейшей?

И еще один вопрос: давайте представим, что высшее образование у нас стало платным. Да-да, я понимаю, что частично оно уже платное, но для многих ребят все еще есть возможность получить диплом без серьезных финансовых вложений. Представим, что высшее образование «совсем» платное – прямо как в Америке. Ну, пусть цены будут раза в два-три пониже. Так вот. Думаете ли вы, что на таких условиях высшее образование стоит того, чтобы его получать? Необходимо ли оно для того, чтобы успешно жизнь свою построить? Не лучше ли дать молодым людям возможность попробовать себя в самых разных делах и начинаниях и учиться самостоятельно – тому, что им самим кажется важным?

Для меня это действительно важные вопросы. Очень спорные. Но заслуживающие серьезных размышлений. Что скажете?

Вот, кстати, цитата Кена Робинсона, блистательного лектора, известного специалиста в области образования. Для еще более серьезных размышлений 🙂

«Если бы вы были инопланетянином, которому довелось беспристрастно оценивать систему земного образования, и желали понять её предназначение, то, проанализировав, кому могут пригодиться все навыки, знания и привычки, передаваемые ею, вероятно, пришли бы к выводу, что цель всей образовательной системы — воспитать профессора из каждого ученика. Разве не так? Ведь только профессорам действительно нужно всё, чем мы пичкаем учащихся на протяжении всего процесса обучения. Я ничего не имею против профессоров, но мне кажется, не стоит делать из них некий золотой стандарт для всего рода человеческого. Это лишь одно из многих воплощений человеческого успеха».

Бонус для наших подписчиков:

Великолепная книга Макла Эплсберга «Миллионер без диплома». Автор книги дерзко разрушает ставший незыблемым стереотип, будто бы успеха в жизни можно добиться, только если получишь высшее образование. Оставьте заявку здесь.

Если вы очень хотите книжку, но не подписаны на нашу рассылку – нет проблем 🙂 Подпишитесь и оставьте заявку здесь.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


«Пузырь» высшего образования скоро лопнет?: 13 комментариев

  1. Julia

    А что значит «искать свой путь и учиться в практической деятельности»? Я не уверена, что 17-летних подростков стоит отпускать «искать свой путь». Пусть уж лучше в стенах учебного заведения его ищут. Надежнее и безопаснее. И потом — во многих случах образование просто необходимо. Как стать врачом или инженером без образования?

  2. Larissa

    Я уважаю людей, которые без всякого диплома сумели сделать что-то грандиозное, создать что-то свое. И я согласна с тем, что большая часть того, что преподается в ВУЗе, в жизни потом никогда не пригодится. Но пять лет студенчества дают очень многое в плане общего и личностного развития. Я бы не хотела, чтобы мой ребенок не получил этот опыт и чувствовал себя изгоем среди тех, у кого такой опыт был.

  3. Мария*******

    почему Вы столь категоричны с США? там есть возможность и бесплатно получить образование….А во многих университетах и колледжах, крупные американские компании, постоянно отсматривают идейных людей! нам еще далеко до того уровня, на мой взгляд! Да и взрослеют там молодые люди быстрее! люди в США привыкли к жизни в кредит, не думаю, что кого то можно напугать этим))

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Это не я категорична, а аналитики — причем, американские:) Которые и говорят о кризисе высшего образования. И именно они рассказывают истории о молодых людях, погрязших в образовательных кредитах и даже цифры приводят устрашающие. А насчет стипендий — да, я в курсе:) Там можно взять либо головой, либо ногами. Но на всех (и даже на половину) стипендий не хватает.
      Про кредиты вы тоже верно пишите — да, привыкли. Но ведь это чревато… Не так давно жилищный кризис был. Когда люди понакупали себе домов в ипотеку, а расплачиваться нечем. Огромное количество людей без этих самых домов и сбережений осталось.

      1. Alby

        Ирина, вы явно не в курсе американской жизни и плохо представляете, о чем пишете. Если кто-то из американских аналитиков пишет о кризисе или о пузыре, надо еще разобраться, что имеется в виду.
        Суть ипотечного кризиса была в том, что некоторый процент населения заимел собственные дома, не будучи кредитоспособным + еще некоторый процент закупил по два-три дома в надежде дороже их перепродать. Кризисом всю эту пену смыло, и все осталось как раньше.

        Что касается образования в американских колледжах и университетах — обучение для большинства студентов обходится гораздо дешевле, чем следует из статьи, работу они находят и займы отдают. То есть, на самом деле никакого кризиса нет. Просто студент должен адекватно оценивать свои способности в выбранной специальности и с низким IQ не лезть в дорогой ВУЗ.

        1. Ирина Рогожкина Автор записи

          Ну, в скором времени у меня будет возможность самостоятельно и основательно познакомиться с американской жизнью. Посмотрим, как там на самом деле. Возможно, вы правы. А статья написана на основе книги «Миллионер без диплома» Майкла Эплсберга. Мне показалась интересной его позиция.

        2. Андрей

          Высокий IQ не гарантирует получение работы – мечты вместе с получение диплома. Играют роль множество факторов, уровень интеллекта среди которых далеко не на первом месте.

    2. Ирина Рогожкина Автор записи

      Мария, я действительно не хочу спорить по поводу возможности в США получить бесплатное высшее образование. Для талантливых людей она точно есть! И, наверное, вы правы — нам до этого еще далеко. Я хотела немного о другом написать. О недавней тенденции, согласно которой все больше и больше людей считают, что образование мало что может им дать. Если раньше можно было получить хороший диплом престижного американского ВУЗа и считать, что жизнь удалось (дальше действительно все шло по накатанной), то сейчас так не получится. Нужны совершенно другие умения и навыки, не имеющие никакого отношения к академическим успехам.

  4. Татьяна

    Нужны совершенно другие умения и навыки, не имеющие никакого отношения к академическим успехам. — я скорее соглашусь с этим, но это не зависит от страны получения образования. В любой стране выпускник ВУЗа попадает на рынок труда и не сразу находит хорошую работу. Тут зависит в первую очередь от человека, сможет ли он грамотно применить свои навыки и знания на рынке труда. Но именно обучение в вузе (а не просиживание штанов и пьянки с однокурсниками) учит человека думать, оценивать себя и ситуации и делать выводы.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      А вам не кажется, что в вашем замечании содержится противоречие?:)
      С одной стороны, «нужны совершенно другие умения и навыки, не имеющие никакого отношения к академическим успехам». С другой — «именно обучение в вузе учит человека думать, оценивать себя и ситуации и делать выводы»… Если академические достижения во время учебы не связаны с развитием навыков, нужных по жизни, то как же так получается, что образование-таки дает эти самые навыки (ведь умение думать и оценивать как раз к ним относится)???

      1. Татьяна

        )))) Академические успехи и умение думать, оценивать и т.д. — лично для меня это не одно и тоже. Что такое академические успехи? Оценки в зачетке? Это все субъективно. Не знаю, как в других вузах, но у нас я наблюдала ситуации, когда оценки достигались глубоким вырезом и полным согласием с точкой зрения преподавателя. Я имею ввиду, что когда человек учится в вузе, он в любом случае сталкивается с большим кол-вом различной информации и тут волей не волей приходится критично подходить к процессу обучения. Чтобы было более понятно, объясню на примере. В школе ребенок учит все что ему задают учителя — нравится ему или нет, но он должен полностью выучить урок. В вузе студент физически не сможет выучить все, и тут ему нужно будет вычленять необходимую ему информацию. А как вычленять, что именно и как потом отстоять свою точку зрения — вот именно с этим процессом человек впервые сталкивается в институте. Лично для меня этот опыт более важен, чем академические успехи. И именно этот опыт потом будет помогать в работе, а не наличие красного или синего диплома. Вот как то так))

        1. Ирина Рогожкина Автор записи

          Татьяна, отличное объяснение! Я с вами полностью согласна. На мой взгляд, одна из действительно стоящих причин для получения высшего образования — это формирование умения работать с информацией, анализировать ее и просто думать. Фишка в том, что умение это возникает не как основной, а как побочный продукт образования (причем только в хороших ВУЗах). И еще вопрос, нельзя ли тот же самый навык получить не во время обучения, а, скажем, работая или продвигая собственное дело? Может быть, в реальном мире, а не академическом, во время самообучения, а не организованных занятий, этот навык еще быстрее может сформироваться? Стоит ли для этого тратить 5 лет жизни?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.