Раскрыт секрет гениальности. Ну-ну:)

память2В прошлом году в Америке было опубликовано исследование, в котором пафосно заявлялось, что найден (очередной :)) главный фактор, отвечающий за гениальность. Вернее, за достижения в очень раннем возрасте. Речь шла о вундеркиндах.

Вот девочка, которая в три года сочиняет музыку, а в шесть дает концерты в Белом доме. Пятилетний мальчик, решающий уравнения второй и третьей степени. Семилетняя девочка, рисующая экспрессивные композиции на огромных полотнах, которые выставляются в лучших музеях мира. Что отличает их от сверстников? Величина IQ, способность к пространственной визуализации или еще что-то?

Как выяснилось, единственным общим фактором у семи обследованных вундеркиндов была отличная рабочая память. Т.е. способность хранить и манипулировать большими объёмами информации.

Все вундеркинды обладали умением запоминать нужную информацию, работать с ней и извлекать ее в нужный момент из памяти. А в остальном – полная непохожесть друг на друга. Да, все не глупые, но IQ варьируется от 108 до 142 баллов (т.е. у некоторых малолетних гениев интеллект вполне себе средний). Да, у всех неплохие способности к пространственной визуализации, но, опять-таки, не слишком отличающиеся от обычных детей.

Что меня в этом исследовании смущает. Во-первых, маленькая выборка. Судить по семи отдельным детям о факторах, отвечающих за достижения в раннем возрасте, наверное, не стоит. Во-вторых, не слишком впечатляющий набор исследованных параметров.  IQ, пространственная визуализация и рабочая память – конечно, хорошо и интересно, но неужели это все? А как насчет мотивации? Уровня развития пространственного или творческого мышления? Семейной атмосферы и стиля воспитания?

Впрочем, я вполне могу согласиться с тем, что большинство вундеркиндов отличаются хорошей памятью. Вопрос в том, будет ли эта их особенность залогом успехов в будущем? Не появятся ли дополнительные факторы, играющие куда более серьезную роль? Вы, наверное, догадались, что моими ответами будут «нет» на первый вопрос и «да» — на второй. На мой взгляд, куда большее значение для успехов во взрослой жизни имеет мотивация, постоянная погруженность в какую-то проблему или деятельность, потребность думать, размышлять и творить – «искорка в глазах», как говорит замечательный психолог В.С. Юркевич.

В общем, вместо того, чтобы тренировать память своего ребенка, я бы, скорее, пыталась раскрыть его способности, понять, что его интересует и к чему тянет. Но пользу от различных упражнений и заданий на тренировку памяти и прочих интеллектуальных функций отрицать не буду. Из объективности :).

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Раскрыт секрет гениальности. Ну-ну:): 3 комментария

  1. 4ebik

    Исследование очень похоже на заказное)) по-крайней мере на сайте Люмосити оно точно в качестве рекламы. Хотя сами игры и упражнения на сайте хорошие. Но не бесплатные))

  2. Виктор

    Есть один интересный момент. Проводилось ли исследование, как влияет развитие памяти с помощью определённых игр, на применение этих навыков в жизни? Дело в том, что зачастую успех в подобной игре означает лишь то, что человека натренировали играть именно в эту игру. Перенос этих навыков в жизненные повседневные ситуации, вот что интересно. Если отдельный человек говорит: «Я поиграл в эту игру и стал лучше учиться», или «Я поиграл в эту игру и стал лучше работать», то это не очень похоже на результат настоящего исследования )) Бесспорно, со временем человек будет переходить в игре с уровня на уровень и делать успехи, но не самообманом ли будет считать, что этот прогресс является прогрессом и в жизни? )

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Очень хорошее замечание. Это, кстати, касается многих развивающих методик. Вопрос: что мы развиваем — умение проходить определенные тесты или умение решать задачи и проблемы в реальной жизни?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.