Развитие речи в семьях с несколькими детьми

речьМы уже писали об основных проблемах, связанных с развитием речи ребенка. Сегодня наш эксперт Татьяна Лимановна Куприянова расскажет об особенностях становления речи малыша в семье, в которой есть старшие дети.

Первый и, наверное, самый важный вопрос: «Является ли наличие старших братьев и / или сестер положительным фактором для развития речи ребенка?». В большинстве случаев да. Но есть нюансы 🙂

  1. Если в семье старшие братья и сестры не имеют речевых нарушений, то речь младшего ребенка развивается быстрее. Дети общаются, играют – это способствует быстрому накоплению словаря и более раннему формированию грамматических конструкций. Родителям в этой ситуации стоит обратить внимание на старших детей, которые могут начать сюсюкать, подражая младшему. Частенько это происходит тогда, когда малыш становится центром семьи, которому уделяется максимум времени и заботы со стороны взрослых. Старшие дети чувствуют себя обделенными и, подражая младшему, стремятся получить требующееся им внимание. Отражаться это, кстати, может не только на речи, но и поведении: вполне «взрослые» дети могут вдруг начать просить соску, бутылочку, требовать, чтобы их носили на руках. Проблема эта больше психологическая, чем логопедическая. И возникает она чаще при небольшой разнице в возрасте детей.

Что делать: Стараемся показать ребенку, что старшим быть почетно, что вы им гордитесь. Необходимо найти слова, которые избавят его от опасения, что его стали любить меньше. Постарайтесь уделять какое-то время каждый день только вашему «взрослому» чаду, не отвлекаясь на другие дела и заботы.

  1. Старший ребенок говорит неправильно. В этом случае необходимо начать логопедические занятия с ним, как только вы заметите подражание ему младшего ребенка. А с малышом выполняем общую артикуляционную гимнастику и домашние задания, рекомендованные логопедом. Это поможет укрепить артикуляционный аппарат и избавит от проблем с речью в будущем. В моей практике были случаи, когда старшие дети показывали упражнения младшим братишкам или сестренкам и с гордостью рассказывали об их достижениях («Наша Катя стала «Ш» говорить, а у меня пока не получается!»). Надо отметить, что младшие дети не всегда подражают старшим. В этом случае, все вышеизложенное не является руководством к действию. Вы вполне можете предоставить речи малыша развиваться самостоятельно.
  2. Дети в одной семье могут страдать разными нарушениями речи. Тогда без рекомендации логопеда выполнять одинаковые задания и со старшим, и с младшим ребенком не стоит. Это может принести серьезный вред. Предположим, у старшего ребенка короткая уздечка языка. Все упражнения направлены на ее вытягивание. А у младшего ребенка с уздечкой все в порядке, но имеется в наличии межзубность. Тогда упражнения, полезные старшему ребенку, у младшего лишь закрепят нарушения речи.

Есть еще вопросы? Будем рады ответить!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Развитие речи в семьях с несколькими детьми: 8 комментариев

  1. Русик

    Старшему сыну 4 года. Младшему — 2. Старший не выговаривает некоторые звуки (р, например). Младший, естественно, тоже (не знаю, подражание это или нет). Есть ли сейчас смысл заниматься со старшим? Логопед говорит, что это просто может быть возрастной особенностью и ставить звуки пока рано…

  2. Куприянова Татьяна Лимановна

    Если ребёнку 4 года, он имеет право не говорить Р, Л, Ш и Ж. Это не является речевым нарушением. Тем более, это относится к младшему. Опасно подражание, когда старший произносит звук неправильно (например горловое Р, а младший начинает тоже говорить горлом). В Вашем случае всё идёт нормально и Ваш логопед абсолютно прав. Не волнуйтесь!

  3. Катерина

    А что такое межзубность? Это связано как-то с приличным расстоянии между передними зубами?

    1. Куприянова Татьяна Лимановна

      Межзубность — это когда ребёнок говорит звуки, высовывая язык между зубами (чаще всего С, З, Ц. но могут быть и другие звуки). Приличное расстояние между передними зубами — это скорее всего открытый прикус, если Вы имеете в виду расстояние между передними зубами. Хотя, трудно говорить, не видя ребёнка.

  4. Наташа Аистова

    Я читала, что, наоборот, у второго ребенка могут быть проблемы с развитием речи, если разница в возрасте очень маленькая (8 месяцев — 1.5 года). Потому что старший ребенок еще либо не говорит, либо говорит плохо. В результате, дети находят другие способы общения (а не речь). Я сейчас жду дочку. Сыну 8 месяцев — пока не говорит. Очень боюсь, что будут проблемы…

    1. Куприянова Татьяна Лимановна

      Наташа, в статье под номером 1 как раз рассматривается ситуация, когда разница небольшая. В 8 месяцев ребёнок имеет право не говорить. У развития речи есть свои, очень последовательные этапы, через которые ребёнок должен пройти. В Вашей ситуации, необходимо уделять больше времени для Вашего общения с детьми, чтобы детям хотелось общаться с Вами посредством речи. Если сначала вы будете играть втроём и разговаривать, то потом для старшего молчание младшего не будет проблемой. Он может разговаривать и за себя и за младшего. Но ему надо показать как это здорово говорить. Можно просить старшего (когда он начнёт говорить, скорее всего после 2 лет) разговаривать с младшим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.