СДВГ — миф или реальность. И что с ним делать?…

гиперактивностьСегодня дошколятам и школьникам частенько ставится диагноз – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). При этом, одни специалисты уверены, что существуют генетические и физиологические причины СДВГ, а другие считают данный синдром мифом. «Гиперактивность – это не болезнь», — пишет психиатр Сидни Уокер. «Это преступная фальсификация докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми». Сильное утверждение, правда?

При этом, американские доктора в большинстве своем выписывают деткам с диагнозом СДВГ медикаменты. Наши специалисты предпочитают немедикаментозные методы работы с гиперактивными малышами, полагая, что лекарства могут подавить возбудимость ребенка, но не устранить ее причину.

Я не буду вдаваться в тонкости споров между американскими и российскими коллегами, педагогами, психологами и психиатрами. Дети с проблемами внимания и произвольности действительно существуют. И как бы мы их не называли, их проблемы абсолютно реальны и нуждаются в корректировке.

Прежде всего, необходимо разобраться, в чем разница между обычной непоседливостью и дефицитом внимания и гиперактивностью.

Невнимательный ребенок:

  • Часто неспособен удержать внимание на деталях. Из-за небрежности допускает ошибки при выполнении заданий в различных видах деятельности.
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий или организации каких-то видов деятельности.
  • Старается избегать вовлечения в деятельность, которая требует длительного умственного напряжения (например, во время занятий или при выполнении домашних обязанностей).
  • Часто теряет вещи, необходимые в детском саду (школе) и дома (например, игрушки, карандаши, книги).
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивный ребенок:

  • Постоянно крутится и вертится. Свойственны беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Часто встает во время занятий или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность, бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда подобное поведение неприемлемо.
  • Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Находится в постоянном движении («как будто заведенный»).
  • Часто бывает болтливым.

Импульсивный ребенок:

  • Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • С трудом дожидается своей очереди  различных ситуациях.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы и игры).

Легко заметить, что все эти характеристики по отдельности встречаются у совершенно обычных, здоровых и «непроблемных» детей. Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум полгода и отмечаются в разных социальных средах (например, и дома, и в детском саду). Если такая картина характерна для вашего ребенка, то лучше всего обратиться к специалисту.

Если же ваш малыш просто невнимателен и неорганизован, то можно попробовать справиться с проблемой своими силами.

Прежде всего, постарайтесь сделать ребенка своим союзником. Стратегия зависит от возраста и личностных особенностей. Иногда достаточно серьезно поговорить с малышом и объяснить, что неспособность сосредоточиться может ему сильно мешать (или уже мешает). Иногда стоит все представить в виде игры-соревнования: «А давай попробуем поиграть в одну интересную игру!». Смысл в том, чтобы ребенок сам захотел измениться и прилагал к этому усилия.

Разработайте совместный план действий. Начните с малого – пусть какие-то дела ребенок ежедневно выполняет самостоятельно (например, убирает за собой игрушки или накрывает на стол). Результаты стоит фиксировать – например, приклеивать на специальный «Лист достижений» наклейки в случае успешно выполненных действий. Очень скоро малыш сам начнет подсчитывать количество «наград» и будет стремиться их получить. Желание быть лучше закладывается с самого раннего детства, и даже незначительный успех стимулирует к дальнейшему движению вперед.

А еще развитию произвольности помогут игры и упражнения.

«Найди тень предмета»: игра научит ребенка выделять и анализировать детали картинки, соотносить их и делать вывод об их различии или сходстве.

гиперактивность2

«Найди отличия»: ребенку необходимо отвлечься от внешнего, бросающегося в глаза сходства изображений для того, чтобы справиться с заданием.

гиперактивность3

«Лабиринты»: Это целый комплекс упражнений на развитие внимания и произвольности.

гиперактивность4

«Корректурная проба Бурдона»: Эти задания наиболее сложные из вышеперечисленных, так что давать их стоит после того, как освоены более простые. Предложите ребенку вычеркнуть или подчеркнуть определенный символ, последовательно просматривая каждую строчку. Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно попросить его выделить не один, а два символа.

гиперактивность5

Более подробная информация и дополнительные задания для детей содержатся в статье нашего эксперта Денисенковой Наталье Сергеевны.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


СДВГ — миф или реальность. И что с ним делать?…: 4 комментария

  1. Мария*******

    вот мой диагноз!!! я невнимательная…..как же мне перестать ею быть? и чтобы ребенку не передалась эта напость?

  2. Фанатка

    У меня старшая — гибрид невнимательно-гиперактивно-импульсивного человечка)

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      В СДВГ есть один нюанс. Если «симптомы» не мешают жизни человека, его адаптации к социуму (в школе, детском саду, с друзьями,…), то вряд ли этого человека наградят серьезным диагнозом. Скорее, это физиологические особенности, которые, как вы правильно написали, надо направить в правильное русло:) Ну, и при необходимости слегка скорректировать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.