Скажите, мой ребенок одаренный?

3-1Свидетельствует ли раннее развитие умственных способностей об одаренности детей? Мы уже обсуждали этот вопрос, помните? Если ребенок в год понимает и легко произносит сложные слова, в два-три года начинает читать и считать, то родители зачастую, помимо гордости за собственное чадо, приобретают уверенность в его необыкновенных способностях. Правы ли они? Может быть, помимо чтения, счета и прочих «академических» достижений есть еще какие-то особенности, указывающие на одаренность ребенка? Американские психологи составили список черт, характерных для одаренных детей младшего возраста. С ним можно соглашаться или не соглашаться (думаю, многие российские психологи поспорили бы с некоторыми пунктами), но и для родителей, и для педагогов этот список может быть полезен и интересен. Не как диагностическое средство, а как способ разглядеть в ребенке что-то особенное, обратить внимание на его потенциал и, при необходимости, оказать ему поддержку и помощь. Ведь упрямство и настойчивость могут оказаться не признаком дурного характера и невоспитанности, а одним из кирпичиков в фундаменте одаренности.

Итак, характерные черты одаренного ребенка:

0 – 4 месяца

  • Вскоре после рождения устанавливает зрительный контакт с людьми, следит глазами за окружающими;
  • Смотрит на мать во время кормления;
  • Не любит оставаться в кроватке или детском креслице;
  • Имеет ярко выраженную потребность во взаимодействии со взрослыми;
  • Живой и внимательный, замечает и реагирует на окружающих людей.

4 месяца – 1 год

  • Редко «слюнявит» и берет в рот игрушки;
  • Осмысленно играет с игрушками, редко демонстрирует деструктивные или случайные действия;
  • Внимателен, когда слушает книгу или смотрит телевизор;
  • Играет в ладушки и «ку-ку» (прятки);
  • Машет рукой на прощание, говорит «мама», «папа» и «пока»;
  • Может проследить за движением предмета по комнате, не теряет его из вида.

3-2

1 год – 1,5 года

  • Заинтересован в самостоятельных поступках. Протестует, если ему это запрещают;
  • Умеет сосредотачиваться;
  • Проявляет интерес к буквам, цифрам, книгам, любит разговаривать;
  • Демонстрирует хорошую координацию, не испытывает трудностей при игре с сортерами (соотносит форму и размер предмета с формой и размером отверстия);
  • Собирает пазлы и играет в игрушки, подходящие для детей более старшего возраста;
  • Не жует и не рвет книги;
  • Легкоранимый, старается заслужить одобрение взрослых.

1,5 года – 2 года

  • Разговаривает, легко понимает речь окружающих;
  • Знает много букв, цветов и цифр.
  • Проявляет упорство, стремится делать все по-своему, не успокаивается, пока не достигает результата;
  • Не отвлекается от своей цели на побочные раздражители;
  • Может вместе с вами спеть песенку, с лету запоминает слова и мелодию;
  • Демонстрирует чувство юмора;
  • Активен, причем активность всегда осмысленна и имеет ценность для ребенка
  • Интересуется сложными приборами и механизмами: CD-плеером, компьютером, планшетником… Умеет с ними обращаться (если это разрешают взрослые);
  • Любит командовать, быстро теряет интерес к детям, недостаточно ловким и сообразительным;
  • Может вызвать у членов семьи жалобы на свое упрямство и «испорченность»;
  • Рисует и рассказывает о том, что нарисовал;
  • Собирает башню из 6 и более блоков;
  • Распознает основные формы (квадрат, прямоугольник, круг…) и легко идентифицирует их в окружающей обстановке;
  • Отмечает красоту природы;
  • Обращает внимание на чувства окружающих;
  • Требует объяснения («зачем это надо?») перед тем, как выполнить чью-то просьбу.
  • Некоторые одаренные дети к этому возрасту умеют считать, знают цвета и оттенки, весь алфавит. Причем эти знания и умения они приобретают самостоятельно, а не под давлением родителей.

2 – 3 года

  • Внимателен при просмотре любимых телепередач или видеозаписей;
  • Выражает неуемное желание печатать буквы или цифры на компьютере;
  • Ловит вас на ошибках, несостыковках, помнит ваши обещания и намерения;
  • Расстраивается, если что-то не получается сделать; поглощен определенными занятиями;
  • Посторонние люди начинают замечать, «какой умный у вас ребенок»;
  • Испытывает сложности в играх со сверстниками, интересуется больше старшими детьми и взрослыми;
  • Испытывает приступы гнева, когда ему мешают довести до конца начатое дело;
  • Может играть в игры, собирать головоломки, предназначенные для детей, вдвое старше;
  • Читает вывески, уличные знаки, узнает написанные имена;
  • Сердится, если не прислушиваются к его мнению; более склонен к сотрудничеству со взрослыми, а не к подчинению им;
  • Любит соревноваться.

3 – 4 года3-3

  • Крайне любопытен;
  • Любит поговорить;
  • Проявляет усиленный интерес к книгам, к чтению и поиску в них ответов на вопросы;
  • Любит спорить, умеет аргументировать свою точку зрения;
  • Может многое делать на компьютере;
  • Может бояться и беспокоиться, что его не понимают;
  • Постоянно задает вопросы «что?» и «почему?», внимательно выслушивает ответы;
  • Выказывает интерес к правилам, регулирующим определенную деятельность (например, игру), раздражается на тех, кто этим правилам не следует и не понимает их;
  • Любит командовать;
  • Выдумщик;
  • Умеет манипулировать людьми;
  • Перфекционист, поглощен совершенствованием собственных навыков и умений.

4 – 5 лет

  • Интересуется «взрослыми» вопросами и проблемами, но может испытывать страх перед ними (например, испытывает ужас и восторг перед природными катастрофами);
  • Интуитивно схватывает математические концепции, может успешно соперничать со старшими детьми в логических и карточных играх;
  • Может задавать вопросы о смысле жизни, собственном назначении…
  • Богатый словарный запас, отличная память;
  • Легкость в управлении компьютером и игровыми приставками;
  • Логичность рассуждений, любовь к теоретизированию и философствованию;
  • Огромная потребность в вовлечении окружающих (и детей, и взрослых) в интеллектуальные разговоры об интересующих предметах;
  • Многие одаренные дети в этом возрасте начинают читать «спонтанно», без занятий и тренировок.

Заключение. Одна из самых замечательных черт, указывающих на одаренность, – это стремление ребенка к получению интересующей его информации и умение спонтанно организовывать собственное обучение. В действительности, в корне этих особенностей лежит огромное любопытство – именно оно толкает малыша на исследование окружающего мира и развитие собственных способностей. И если ваш малыш любопытен, – это хороший знак. Развивайте это качество, поощряйте его, дайте ребенку возможность удовлетворять свою потребность в получении новой информации и опыта.

Автор Debora L. Ruf
Перевод Ирины Рогожкиной

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.