Сколько процентов россиян думать умеют?

Сегодня один старый добрый товарищ подкинул мне ссылку на интервью с руководителем лаборатории социальной психологии СПбГУ Людмилой Ясюковой.

мозгИнтервью довольно угнетающее («Мы – сырьевая страна, нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы», «Среди политических консультантов – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо»,…). Но наводящее на размышления.

Ясюкова многие годы занимается мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов. Собственно, главная ее цель – исследовать сформированность понятийного мышления у современной молодежи.

Если упростить, то этот вид мышления сводится к

  • умению выделить суть явления,
  • пониманию причинно-следственных связей и
  • умению систематизировать информацию и строить целостную картину явления или ситуации.

Согласно исследованиям Ясюковой и ее коллег менее 20% россиян обладают полноценным понятийным мышлением. Т.е. около 80% наших соотечественников не могут адекватно оценивать те или иные ситуации, понимать их причины и прогнозировать последствия. Сильно, правда? 🙂 Интересно, удивляет вас этот вывод или нет?

Недавний случай из практики Ясюковой. Приходит к ней на тестирование семейство: папа – юрист, мама – учительница и 6-летняя дочка. Дается им стандартное задание: найди лишнее. Синица, голубь, птица, воробей и утка. Семейство, не моргнув глазом, дружно отвечает: «Лишняя – утка».

—       Почему?

—       Потому что она большая, а птица – это что-то маленькое.

Похоже на анекдот 🙂 А на самом деле, яркий пример несформированного понятийного мышления.

По мнению Ясюковой, понятийное мышление просто «по жизни» не формируется (здесь я бы с ней, кстати, поспорила!), а приобретается только в ходе изучения наук. Именно поэтому современные образовательные реформы могут быть чреваты множеством негативных последствий.

—       Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении, — говорит Ясюкова. – Теперь у нас вместо природоведения «Окружающий мир». Вы видели что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Вместо истории цивилизаций у нас – «История в картинках» — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок.

—       Но как же, — говорят суровой Ясюковой, — мы ведь движемся в сторону европейского и американского образования? Неужели и там все так плохо?

—       Там все по-разному, — не теряется Людмила Аполлоновна. В Америке, к примеру, обучение ведется не по классам, а по программам. Дети, которые показывают хорошие результаты и высокую мотивацию, объединяются в группы и изучают более сложные программы, которые прекрасно формируют и понятийное, и абстрактное мышление.

Что скажете? Я, если честно, во многом с Людмилой Аполлоновной согласна. Хотя мне сложно оценить процент умеющих думать россиян. Да и мое здоровое позитивное начало начинает страшно протестовать, когда слышит громкие возгласы: «Куда мы катимся? Все – плохо. Вокруг одни глупцы и непрофессионалы».

Прочитать полное интервью с Л. Ясюковой можно здесь.

PS: кстати, спросила я своего Макса, кто же лишний: синица, голубь, птица, воробей или утка. – Птица, конечно, — тут же заявил мой ребенок. Это же вообще птица, а остальные – конкретные 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Сколько процентов россиян думать умеют?: 5 комментариев

  1. Larissa

    Прочитала полное интервью. с первой частью согласна (которая как раз здесь описана), а со второй — категорически нет. там психолог говорит о том, что фонетическое обучение чтению плодит безграмотность и молодых людей, пишущих «йожик». наш Тема отлично обучился читть именно фонематическим способом (когда слово разбирается на звуки). А «йожик» возникает совсем по другим причинам

  2. Ольга

    В принципе все правильно госпожа психолог говорит. И даже гипотеза, которую она называет циничной, на самом деле уже не гипотеза, а очевидность. «Мы – сырьевая страна, нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы»

  3. Карина

    Меня задолбало постоянно слышать какая фигня у нас творится. Все тупые, образование развалили, валить надо. Ну не все так плохо, товарищи!

  4. Катерина

    Меня всегда смущали тесты. Вам не кажется, что задания там могут быть сильно спорные? Вот вопрос про птицы и утку действительно развитие понятийного мышления оценивает?

  5. Ирина

    Прочла всю статью. Полностью согласна с автором! Деградация россиян идет полным ходом. Отсутствие развитого понятийного мышления-налицо!!! Где еще живут люди, которые не поднимаются на демонстрации, не отстаивают свои права и т.п. Инфляция стала для всех обычным явлением… Никто не анализирует уровень и качество жизни… Все очень печально

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.