Творческие мальчики и нетворческие девочки: стереотипы воспитания

умная девочка2Приходилось ли вам когда-нибудь слышать фразы о том, что самая умная женщина – та, которая успешно скрывает свой ум? А шуточки о женской логике или о женщинах-ученых («женщина-ученый – это как морская свинка: и не морская, и не свинка»)?

А как вам вот такие перлы, публикуемые не кем-нибудь, а дипломированными психологами и педагогами в качестве рекомендаций для родителей? «Давая задания мальчикам, надо непременно включать в них элементы поиска, требующие сообразительности. Мальчики способны отыскать новый путь решения без посторонней помощи. С девочками же, если им трудно, надо до начала работы разобрать принцип решения».

Поразительно, в течение последних десятилетий в многочисленных исследованиях в самых разных странах было показано, что творческие способности и способности, например, к точным наукам совершенно не зависят от пола. А нам по-прежнему обывательская мудрость (ряженная иногда в академические одежды) толкует о том, что девочки мыслят шаблонно, а мальчики сплошь и рядом нестандартно.

И самое грустное, что житейская эта мудрость оказывается права. Огромное количество одаренных девочек после школы куда-то пропадают, как будто их никогда и не было. «Мы проводим диагностику в средней школе и обнаруживаем, что количество мальчиков и девочек с высоким уровнем интеллекта примерно одинаково. Через несколько лет эти мальчики добиваются научных и профессиональных успехов, а девочки особыми достижениями похвастаться не могут», — сетуют специалисты. Почему так происходит?

умная девочка1На мой взгляд, дело в стереотипах воспитания и двойственных установках. Родители относятся к мальчикам и девочкам по-разному: мальчиков настраивают на лидерство, а девочек на пассивность и подчинение. Маленьким девочкам предоставляется меньше свободы в самостоятельном исследовании окружающего мира. Их слишком рано обучают не рисковать, не пачкаться, не отстаивать свою точку зрения. Многие учителя признаются, что им больше нравится учить мальчишек. Почему? «Без родительской поддержки все мои труды ничего не стоят, – говорит учительница математики. – Матери девочек больше хотят, чтобы все было благополучно, чтобы ребенок старался. И все. К концу школы девочки уже какие-то нелюбопытные, лишний раз мозги не нагружают. С этим не поспоришь, это среда».

Установки, получаемые девочками относительно интеллектуальных достижений, часто противоречивы: с одной стороны, надо учиться хорошо, с другой – это не главное; главное – хорошо «пристроиться» и «быть как за каменной стеной». Воспитание в рамках традиционной женской роли с малых лет готовит девочку к тому, что следует соответствовать ожиданиям, «ладить». И если в окружении принято считать, что женщины не способны к абстрактному мышлению, вождению автомобиля, руководству людьми или зарабатыванию денег, то хорошо приспособленные к жизни в этой среде девочки действительно будут демонстрировать отсутствие таких способностей.

Я сейчас не проповедую феминистические принципы, честное слово 🙂 Не призываю делать из девочки бой-бабу, внушать ей, что борщ должен варить мужчина, а ее призвание – делать карьеру. Мне бы хотелось только, чтобы девчонки получили шанс реализовать свои способности и таланты. Как-то не справедливо, что они лишаются этой возможности лишь от того, что не имеют пениса. Или я не права? Как вы думаете?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Творческие мальчики и нетворческие девочки: стереотипы воспитания: 22 комментария

  1. Катерина

    Нормальные родители хотят прежде всего, чобы их ребенок был счастлив. Кто большое имеет шансов стать счастливым? — нормальная, привлекательная девушка, знающая о своих женских особенностях и умеющая ими пользоваться или выскочка, пытающаяся всем продемонстрировать свой интеллект и соревнующаяся с мужиками? Вы знаете статистику? Половина так называемых «успешных» женщин одиноки и несчастны. Нафиг оно надо?

    1. Виктор

      А сами исследования можно в студию? Кто роводил, по каким факторам оценивали?
      Какая то странная логика. Если будешь развивать свои способности и таланты – будешь несчастной. Будешь «нормальной» станешь счастливой.
      “Нормальные“ женщины все поголовно чтоли счастливы? Есть исследования на этот счёт?
      Мне кажется, что намеренно не развивая способности мы попросту культивируем деградацию.

  2. Мария

    Я думаю, что сейчас уже все не так грустно. В обществе преобладает «женское начало» уже. Я все время думаю, как же повезло моей зайке, что она родилась на 30 лет позже меня и немного ей даже завидую)

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Мария, изменения есть, но не думаю, что такие уж глобальные. Стереотипы все равно остались. И, как результат, посмотрите на соотношение успешных мужчин и женщин (особенно в нашей стране)

      1. Мария

        Москва не сразу строилась! Медленно,но верно мы идем к равноправию! смотря на женщин, я всегда вижу, что становится «личностями» в широком смысле слова, им зачастую мешаю именно мужчины(

  3. Виктор

    Я мало что помню из садика, но запомнилась девочка Саша, которая умела читать и писать и за всех подписывала картинки, которые мы рисовали. Интересно, как она теперь )

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Возможно, девочка стала «типичной» отличницей. То бишь в школе получала пятерки, писала красивым почерком, поступила в хороший институт. А потом… ничего особенного. Ничего яркого. Ничего особо творческого и выдающегося. Я не конкретно про Сашу:)) Просто знаю и вижу огромное количество таких девочек. Вроде, в них столько всего заложено, столько возможностей… а куда-то все это потом уходит. Кто-то в семью переориентируется, а кто-то (что еще более грустно) просто довольствуется ролью старательного исполнителя на работе (пусть даже исполнителя высокого ранга).

      1. Виктор

        Переориентироваться в семью можно по–разному. Вы когда о грустной переориентации пишите что имеете ввиду?

        1. Ирина Рогожкина Автор записи

          Вопрос очень хороший. Нормальная переориентация — это когда женщина понимает, что семья — это ее, то, что нужно, и свои таланты и способности развивает уже в ней. Делать это можно кучей способов — хотя бы своих детей развивая. Другое дело, когда женщина уходит в семью, потому, что так положено, так принято — «хорошая мать должна дома сидеть и детьми заниматься». А на самом-то деле тянет ее совершенно к другим делам и свершениям.

  4. Мария

    Всё дело в том, что мужчины и женщины — это 2 разные вселенные, и предназначение у них разное.
    Предназначение мужчины — духовное развитие(кстати, оно предполагает, что мужчина должен быть творцом), а предназначение женщины — служить мужчине(и это не противоречит развитию её творческих способностей) .Кстати, умная, образованная мать может очень многое дать своим детям. А материнство — это прямое предназначение женщины.
    И, мне кажется, что воспитывать мальчиков и девочек надо по- разному, а не стричь всех под одну гребёнку, как это делается у нас.

    1. Виктор

      Мария, а какие логические выкладки приводят нас к утверждению в чем заключается предназначение мужчины и в чем женщины?

    2. Мария

      рождение детей — это предназначение женщин, а воспитанием должны заниматься оба родителя….К сожалению, итогом шовинистической эпохи является то, что многие отцы абстрагируются от воспитания (хотя думают по другому); а то что воспитывать надо по разному, тут я с вами полностью согласна…..

      1. Виктор

        А можно список из 5ти самых больших отличий в воспитании девочки и мальчика?

        1. Ирина Рогожкина Автор записи

          Одновременно вопрос задали:) Действительно, интересно:)

        2. Мария

          я считаю, что мать и отец несут разные нагрузки в воспитании девочек и мальчиков; отцы могут научить сына «мужским» вещам, «мужскому поведению», а в дочери воспитать уверенность в себе, правилам поведения в «мужском мире»); мать же все же должна больше уделять время воспитанию дочери, так как именно ей она будет передавать свой опыт, быть подругой. Мальчиков же, в определенном возрасте нужно оставить на попечении отца или любого другого мужчины (дедушки, тренера). Ведь недаром, в древности, да и сейчас в некоторых племенах, есть обычай «отрывания» сына от матери, я считаю это априори правильным действием, тогда и мир будет «нормальны» (мужчина добытчик — женщина за его спиной), а то выходит так, что сейчас мужчины помнят лишь фразу «Я мужчина,значит я главный», а что стоит за этими словами не важно(

          1. Ирина Рогожкина Автор записи

            В принципе, правильно. Особенно по поводу отцепления мальчиков от материнской юбки. Но фишка в том, что вы не говорите о том, что к девчачьим и мальчишеским способностям надо относиться по-разному — у одних пестовать, а у других зарубать на корню, верно?

      2. Ирина Рогожкина Автор записи

        Мария, а как — по-разному? Меня этот вопрос действительно сильно интересует. Чем будет отличаться воспитание вашей дочери от вашего сына?

        1. Мария

          зарубать на корню? ну может не так жестко…но мысль правильная…естественно девочки должны быть мягче чем мальчики. Сейчас настолько все относительно, что какие черты именно нужно привить ребенку мне нужно еще думать и думать. Мне легче я считаю, так как у меня дочь. Я более или менее понимаю, какой женщиной ей нужно стать,..а вот хорошего человека вырастить это задача общая как для родителей мальчиков, так и девочек! Методом проб и ошибок будем искать верные пути, как это делали наши родители. Повезло нам, что сейчас куча информации и есть возможность делится опытом)

    3. Ирина Рогожкина Автор записи

      Ужас то какой!!! Мужины, значит, развиваться духовно будут. А женщины им служить… А если мне тоже развиваться хочется? Ни-ни?

  5. Карина

    Не понимаю чего возмущаться. давным давно было показано, мужчины более разнообрзаны по интеллектуальным и творческим способностям (среди них как больше идиотов, так и гениев), а женщины всегда ближе к середине. Это эволюционный факт. надо просто принять:)

  6. Лера

    Особенно это сопротивление всестороннему развитию девочек ясно видно в начальной школе. Любые «неверные» действия пресекаются моментально учителем. Но самое интересное то, что большинство девочек на это клюет! По своему опыту могу это утверждать. Я всегда любила подвижные игры, что то собирать, делать руками и т.п. Огромное спасибо родителям за то, что не внушали мне стереотипов. Но в школе девочки не играли в активные игры, были весьма пассивными, и мне было с ними не очень интересно. И они классу так к 3-4му начали внушать мне, что я веду себя неправильно! Ведь классная руководительница дала четкие понятия тому, как должны вести себя девочки! То есть быть смирными, прилежными, нежными, они хуже разбираются в точных науках, но преобладают в гуманитарных и т.д. и т.д… А теперь хотите итог? С одноклассницами мы сдружились хорошо только в 7 классе!! А то, что я НЕ гуманитарий выяснилось к 8му!! И, однако здравствуйте! Ничего «ужасного» не произошло, выросла нормальной девушкой, не «бой» бабой. Так то)) тут надо просто уметь отстоять свои интересы и ни в коем случае не поддаваться тем, кто хочет тебя переделать)

    1. Larissa

      Молодчина, Лера)
      Только я должна добавить, что отстоять себя в совсем нежном возрасте можно лишь при поддержке близких. Если все поголовно, и семья, и социум требуют чего-то другого, то сделать это практически нереально. Вам повезло с родителями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.