О творческом мышлении размышляет наш эксперт, замечательный психолог Шиян Ольга Александровна.
Некоторые взрослые считают, что, якобы…
- творческое мышление никакой логике не подчиняется, оно сродни вдохновению, наитию – а значит, развивать его бессмысленно.
- творческое мышление – удел людей редких, одаренных, а значит, развивать его у всех – бессмысленно.
- творческое мышление доступно только взрослым, и у малышей развивать его бессмысленно.
- творческое мышление у детей и так лучше развито, чем у взрослых, а значит, взрослым развивать его бессмысленно.
- творческое мышление не приносит человеку счастья, а, напротив, может привести к одиночеству, а значит развивать его просто опасно.
НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ, оказывается, что…
- творческое мышление подчиняется логике, только это особая логика – логика творчества (и это показывают исследования изобретений и открытий)
- творческое мышление действительно проявляется нечасто, но только потому, что образование редко ставит такие цели. А если не делить людей на «творческих» и «нетворческих», а учить детей не только действовать по образцу, но и решать проблемные задачи, мышление и вкус к нему будут появляться и возрастать (и это показывают проведенные исследования!).
- дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями. Правда, у ребенка нет самой идеи творчества – идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть, экспериментировать с миром. Только если взрослый не пройдет мимо детского решения, ребенок сам поймет, насколько умная мысль вдруг пришла ему в голову! Поэтому можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно есть – если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии.
- взрослые тоже не безнадежны: пока они придумывают проблемные задания для детей, их собственное мышление развивается!
- к одиночеству приводит как раз не творческое мышление (как бы ни хотелось человеку оправдать свое нежелание развиваться), а неспособность его применить в своих отношениях с другими людьми, где тоже возникают сложные задачи.
В следующей публикации: как развивать творческое мышление у ребенка.
Есть вопросы? — задавайте! Будем рады ответить 🙂