Творческое мышление: стереотипы и реальность

творчество3О творческом мышлении размышляет наш эксперт, замечательный психолог Шиян Ольга Александровна.

Некоторые взрослые считают, что, якобы…

  • творческое мышление никакой логике не подчиняется, оно сродни вдохновению, наитию – а значит, развивать его бессмысленно.
  • творческое мышление – удел людей редких, одаренных, а значит, развивать его  у всех – бессмысленно.
  • творческое мышление доступно только взрослым, и у малышей развивать его бессмысленно.
  • творческое мышление у детей и так лучше развито, чем у взрослых, а значит, взрослым развивать его бессмысленно.
  • творческое мышление не приносит человеку счастья, а, напротив, может привести к одиночеству, а значит развивать его просто опасно.

НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ, оказывается, что…

  • творческое мышление подчиняется логике, только это особая логика – логика творчества (и это показывают исследования изобретений и открытий)
  • творческое мышление действительно проявляется нечасто, но только потому, что образование редко ставит такие цели. А если не делить людей на «творческих» и «нетворческих», а  учить детей не только действовать по образцу, но и решать проблемные задачи, мышление и вкус к нему будут появляться и возрастать (и это показывают проведенные исследования!).
  • дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями. Правда, у ребенка нет самой идеи творчества – идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть, экспериментировать с миром. Только если взрослый не пройдет мимо детского решения,  ребенок сам поймет, насколько умная мысль вдруг пришла ему в голову! Поэтому можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно есть – если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии.
  • взрослые тоже не безнадежны: пока они придумывают проблемные задания для детей, их собственное мышление развивается!
  • к одиночеству приводит как раз не творческое мышление (как бы ни хотелось человеку оправдать свое нежелание развиваться), а неспособность его применить в своих отношениях с другими людьми, где тоже возникают сложные задачи.

творчество1

В следующей публикации: как развивать творческое мышление у ребенка.

Есть вопросы? — задавайте! Будем рады ответить 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.