Учиться — трудно, играть — интересно…

учебаКогда четыре года назад я пришла в детский сад и начала заниматься с дошколятами, то боялась многих вещей. Того, что не найду с детьми общий язык, не смогу утихомирить, если  расшалятся. Вдруг у меня не окажется педагогических талантов… А вот мысли о том, что детям будут неинтересны наши игры и занятия, меня не посещали и не тревожили. И, действительно, было много промахов и ошибок. Но каждый раз, когда я заходила в группу, чтобы пригласить к себе ребят, они висли на мне гроздьями и бурно радовались: «Ура! Математика! Ура! Программирование!».

Мне это казалось вполне естественным — ведь мы занимались по-настоящему интересными вещами. Но вскоре я обратила внимание, что вообще-то, уже в детском саду дети четко различают занятия и игры. И если игры приносят им радость и удовольствие, то занятия частенько ассоциируются с чем-то тяжелым и неприятным. Так же, как многие взрослые разделяют работу и отдых (первое для денег, второе — для души), дошколята знают, что учиться надо, но скучно, а играть — совсем необязательно, но весело.

На самом деле, это поразительно и очень грустно! Ребенку всего 6 лет, он крайне любопытен и любознателен, познавательная потребность зашкаливает, а он уже усвоил, что учиться — трудно и неинтересно.

Если вас этот факт не печалит, и вы сами считаете, что учеба и работа — это не удовольствие, а тяжкая обязанность, значит, вы тоже жертва извращенной системы обучения детей, в которой главное — вложить в голову ребенка определенный набор знаний, подготовить его к экзаменам, а не привить (или хотя бы не убить) любовь к самому процессу обучения.

Вы скажете, что учеба неминуемо должна сопровождаться принуждением — ведь действительно надо и знания получить, и экзамены сдать. А раз принуждение, то о каком настоящем и искреннем удовольствии может идти речь?

Еще в 30-х гг прошлого века канадский психолог Дональд Хебб провел интересный и крайне поучительный эксперимент. В одной из школ была изменена система обучения. Детям от 6 до 15 лет, если они вели себя хорошо, позволялось присутствовать на уроках — столько времени, сколько они захотят. Детей, которые вели себя плохо, выгоняли во двор и отпускали «на свободу». Кто не хотел учиться — не учился.

Думаете, в школе наступила полная анархия? А вот и нет! Через пару месяцев абсолютно все дети поняли, что учиться куда интереснее, чем слоняться без дела. И сумели освоить куда больший объем учебного материала, чем обычно. Большинство детей получало удовольствие от узнавания чего-то нового на занятиях, а многие проявили недюжинные способности к тем или иным предметам (которые ранее, при обычной системе обучения совершенно не замечались педагогами).

И эти невероятные с точки зрения обычного житейского смысла результаты подводят нас к очень важной мысли, которая неоднократно высказывалась замечательными педагогами и психологами (в частности, мудрейшими Юлией Гиппенрейтер и Викторией Юркевич). Способности могут развиваться лишь в интересной для ребенка деятельности! Если он не испытывает удовольствия от занятий, то сколько ты его не натаскивай, сколько в него не «вкладывай», толку особого не будет. Экзамены то, может, чадо и сдаст, а вот самому главному, умению обучаться легко и с удовольствием, задавать вопросы и искать на их ответы, придумывать и творить, не научится, таланты и способности свои не разовьет и, возможно, пройдет мимо своего призвания.

В стандартах дошкольного и школьного образования прописаны серьезные вещи. Ребенок должен овладеть… Ребенок должен научиться… На мой взгляд, не хватает очень важного компонента — радости и удовольствия от самого процесса обучения. Возможно, это звучит слишком неформально. Да и радость эту и удовольствие в отличие от других результатов обучения экзаменами не проверишь. Но создать в школе и, тем более, в детском саду условия для того, чтобы ребенку было интересно узнавать что-то новое, просто необходимо.

Какого педагога у нас считают успешным? — того, у которого дети получают наивысшие оценки на экзаменах. Кто из воспитателей лучше всех? — тот, кто замечательно к школе детей готовит. Неправильно это, господа. В корне неправильно.

Лучший — тот, кто дарит радость познания, кто помогает получить удовольствие от процесса обучения, кто раскрывает способности и таланты. Очень надеюсь, что моим сыновьям на пути встретятся именно такие педагоги.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Учиться — трудно, играть — интересно…: 3 комментария

  1. N.B.

    Согласна полностью. Сейчас какой-то нездоровый ажиотаж вокруг «детского развития». Все хотят, чтобы ребенок уже в два года читал по-русски и по-английски. А перед школой настоящее помешательство — подготовительные курсы, развивалки, натаскивание к тестам. В результате половина первоклассников вообще не хотят в школу идти. А другая половина утрачивает всякий интерес обучению в первом классе

  2. Андрей

    В наше время тоже мало кто воспринимал учёбу кук нечто интересное. За все годы в школе я не могу припомнить ни одного интересного предмета, а в ВУЗе могу отметить только один предмет. Интересен, разумеется, был не сам предмет, а преподаватель, который рассказывал так, что приходили слушать лекции люди с других курсов.
    Когда я учился в школе после уроков ходил в кружок информатики. Там занятия как раз велись в игровой форме и педагог был очень интересный. В кружке были люди совершенно разных возрастов, при этом всем было интересно. В отличие от этих занятий, уроки информатики в школе были скучны и неинтересны. На половину этих уроков я не ходил и при этом успешно участвовал в городской олимпиаде ))
    Так что от методики преподавания и от педагога зависит очень и очень многое.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Вот меня это удивляет — то, что учеба в основном никому не нравилась. Разве это ни странно? Про себя — мне повезло. Но, скорее, не благодаря какой-то конкретной методике и конкретному педагогу, а потому, что еще до школы я нашла свое увлечение — математические задачки, загадки и головоломки. И, собственно, практически всю школу целенаправленно сама математикой занималась — просто для удовольствия и в качестве развлечения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.