Воспитываем гиперчувствительного ребенка

hypersensПару месяцев назад мы писали о гиперчувствительных детях. Как выяснилось, тема эта интересна многим родителям. И, естественно, после описания повадок сверхчувствительных малышей и прохождения теста на выявление гиперчувствительности у большинства наших читателей возник вопрос: и что с этим делать? Как нам с этим жить?

Мы обещали рассказать. А раз обещали — делаем 🙂 но прежде — еще несколько характерных особенностей гиперчувствительных ребятишек.

В грудном возрасте такие малыши часто плаксивы и капризны. Не спят ночами. При этом источником раздражения могут быть самые разные факторы. Априори считается, что если покачать и приласкать ребенка, ему полегчает. В случае с гиперчувствительным малышом может быть наоборот. Возможно, его тревожит свет ночника или слишком грубая пеленка, а прикосновения родителей лишь усугубят его беспокойство. Проблема в том, что понять, что именно раздражает ребенка — крайне сложно. По большому счету, это может быть все, что угодно.

Когда ребенок подрастает, становится очевидной еще одна проблема — фрагментарность восприятия реальности. Дело в том, что какая-то отдельная деталь, элемент ситуации могут настолько перевозбудить малыша, что на восприятие всего остального просто не останется сил. К примеру, вы с трудом достали для любимого чада билет на детское представление. Предвкушаете, с каким удовольствием малыш будет над дурачествами клоуна смеяться. А ваш ребенок в первую же минуту зацепился за красный клоунский нос и уже оторваться от него не может. Представление испорчено — красный страшный нос перечеркнул все.

Что же делать? Прежде всего, не совершать две распространенные ошибки.

Раз он такой чувствительный, будем с ним всюду ходить и ограждать от негатива. Помните, что ваш ребенок не больной и не инвалид. Он имеет особенности в пределах нормы. И так же, как всех остальных детей, необходимо учить его справляться с трудностями и проблемами.

Раз он такой чувствительный, будем его как можно чаще с разными сложностями сталкивать. Клин клином вышибают. Боится темноты? — запрем в туалете и выключим свет. Боится пауков? — поймаем одного и заставим в руке держать. Подобным поведением часто грешат волевые отцы. Им кажется, что ребенок просто трусит и необходимо как можно быстрее переломить его неадекватное поведение. На самом деле, гиперчувствительный малыш — не слабак и не трус. Это существо с другим типом психики, со своим особым восприятием мира. И жесткие методы могут не только не помочь, но и привести к неврозу.

Так, что делать нельзя, кажется, понятно. А что можно? И нужно?

  • Развивайте эмпатию к ребенку. Помните, что он гораздо больше чувствует, чем говорит. Поэтому очень важно улавливать общий настрой малыша и корректировать ситуацию в соответствии с ним. Помните историю про клоуна? Красный ужасный нос все испортил — ну и ладно. Не стоит высиживать до конца представления, даже если вы потратили на билет приличные деньги. Позитивный настрой ребенка важнее.
  • Гиперчувствительным детям необходимы границы и рамки. Определенная рутина охраняет их органы чувств от перегрузки. Несоблюдение режима дня может крайне негативно сказаться на самочувствии ребенка. Приехала бабушка, к вам пришли гости или просто Новый год наступил — понятно, что вам хочется, чтобы ребенок порадовался вместе с вами. Но не стоит из-за перечисленных приятных событий лишать его привычного сна, прогулки или «положенной» сказки на ночь.
  • Всячески поддерживайте познавательную инициативу ребенка. Поскольку малыш воспринимает мир фрагментарно, он должен научиться «складывать» кусочки в одну большую картину, прилаживая их к своему первому впечатлению.
  • Хорошо бы обучить ребенка практикам наблюдения за собой, которые позволят ему лучше понимать и распознавать собственные эмоции. А впоследствии и контролировать их.

Есть вопросы? — задавайте! Продолжение следует…

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Воспитываем гиперчувствительного ребенка: 2 комментария

  1. Наташа Аистова

    Еще бы знать, что такое практики наблюдения за собой и как учить им ребенка

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Очень хороший вопрос, Наташа:)) Настолько хороший, что требует отдельной темы:)) В следующем посте постараюсь написать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.