Всё, что вы хотели знать об одаренности

giftОсновные факты о детской одаренности от нашего эксперта Денисенковой Натальи Сергеевны.

Наиболее распространенное определение одаренности. Одаренные дети – это дети, демонстрирующие выдающиеся достижения в одной или нескольких областях деятельности (Важно! Или имеющие потенциал, чтобы эти достижения продемонстрировать в будущем. Т.е. одаренность может быть скрытой).

В нашем обществе отношение к одаренности двойственное: на словах она провозглашается благом и богатством, с другой стороны, на практике одаренность частенько воспринимается как отклонение от нормы, ведь одаренные дети могут не вписываться ни в какие каноны, являться проблемными и неудобными.

Одаренность не существует без врожденных особенностей (задатков). Задача семьи и системы образования – их развить. Но, увы, уже к концу начальной школы вместо развития можно видеть угасание одаренности. 90% талантливых детей не реализуют свою одаренность.

Что могут родители: поддержать и обогатить среду, в которой воспитывается одаренный малыш.

НЕЛЬЗЯ!

  • Не обращать внимания на одаренность (в этом случае, ребенок будет всячески затушевывать свои особенности, в худшем случае обзаведется комплексами).
  • Вместо того чтобы амплифицировать развитие ребенка, загрузить его так, чтобы у него совершенно не было свободного времени. Английский, математическая школа, танцы, кружки,… — чрезмерная нагрузка скажется негативно как на психическом, так и на интеллектуальном развитии ребенка. Ищите то, что ему интересно. Предоставьте свободное время для игр и размышлений.

Из чего складывается одаренность:

  • Познавательная активность
  • Интеллектуальные и творческие способности
  • Личностные особенности

Познавательная активность одаренного ребенка очень велика, частенько она доминирует над другими видами деятельности (т.е. узнать что-то новое для него может быть интереснее, чем поиграть с другими детьми).

Личностные особенности одаренного ребенка:

  • Повышенная эмоциональная чувствительность
  • Высокий уровень притязаний (хочу быть лучшим!)
  • Перфекционизм
  • Нестабильная самооценка
  • Повышенный интерес к морально-нравственным проблемам (один мой знакомый 6-летний мальчик в течение нескольких недель рассуждал, чего больше в Дарте Вейдере – плохого или хорошего. И почему однажды зло взяло верх над ним, а потом «победило добро». И как так может быть, что в людях есть и хорошее, и плохое :))
  • Чувство юмора (причем, иногда довольно жесткое) и сарказм.

Хотите узнать больше о детской одаренности? – задайте вопрос!

Скачать презентацию выступления Денисенковой Н.С. 

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Всё, что вы хотели знать об одаренности: 5 комментариев

  1. Julia

    Что значит «амплифицировать развитие»? Разве предоставление ребенку возможности заниматься самыми разными вещами (в тех самых школах, студиях и кружках) не является амплификацией?

  2. Наталия Денисенковf

    Добрый день, Юлия.
    Понятие амплификации было введено в псхологию А.В. Запорожцем . Под амплмфмкацией в противовес акселерации понимается расширение и углубление развития внутри дошкольного возраста,а не перескакивание ии убыстрение за счет более поздних форм (чтения, письма и т.д.0. Необходимо учитывать возможности и особенности дошкольников, их образное мышление, не вполне сложившийся понятийный аппарат, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу. Если активно развивать ребенка и делать это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности формируются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, в речи, памяти, внимании. Помимо этого у них сохраняется высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни. Если взрослые направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, читают с ним, учат писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. По-видимому, это связано с тем, что ребенок уже использует все свои возможности, опираясь на память, в то время как творческие задачи станут ему не по плечу и динамика его развития замедлится. В начальной школе такие дети хорошо успевают, но затем могут стать «твердыми середничками», а в старшей школе часто испытывают трудности.
    Наши исследования показали, что познавательная активность у этих детей снижается, им ничего не интересно. При этом страдают как динамический компонент познавательной активности, так и содержательный. Дети не просто задают мало вопросов, но и не стремятся проникнуть в сущность явлений, понять причинно-следственные связи.
    Диагностика школьной готовности также свидетельствует о деформации мотивационной готовности. Зачастую такие дошкольники не хотят идти в школу, основной их мотив – получение хороших отметок, а не познание нового. Помимо этого, отмечаются и личностные проблемы. Дети не уверенны в себе, они чувствуют себя больными, усталыми. Сталкиваясь с первыми школьными трудностями, ребенок испытывает настоящий стресс, что часто приводит к невротическим реакциям и проблемам со здоровьем.

  3. Марина Николаева

    Наталья Сергеевна, помогите пожалуйста! Мне всегда было интересно, с какой гарантией тесты могут выявить детскую одаренность. Те, о которых вы рассказывали — стандартизированные методики Венгера. Скажем, если у какого-то ребенка показатели по ним средние или чуть выше среднего — насколько велика вероятность, что на самом деле одаренность есть, просто тесты не смогли ее выявить?

    1. Наталия Денисенковf

      Марина Николаевна, тесты далеко не всегда могут однозначно определять одаренного ребенка. Существует, например, скрытая одаренность, которая проявляется только в определенном возрасте при благоприятных условиях.
      Кроме того способности и одаренность не только проявляются в деятельности, но и складываются внутри нее. Если ребенок не включен в ту деятельность, к которой он потенциально способен, как узнать о его предрасположенности? Это в большей степени касается специальных (музыкальных, художественных и др.) способностей.
      Иными словами вопросов больше, чем ответов.
      Однако та система, которая была предложена Л.А.Венгером и О.М. Дьяченко помогает выявить детей с общей умственной одаренностью, т.е. имеющих значительный потенциал в различных сферах деятельности, где требуется высокий уровень мышления и воображения. Как в дальнейшем сложится судьба этих детей во многом зависит от их родителей и общей системы образования. Ведь одаренности очень трудно развиться без поддержки.
      Высокий уровень познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей, которую выявляет предложенная система диагностики, — один из первых сигналов, говорящих взрослым о том, что у ребенка большой потенциал, который требует внимания и активной развивающей позиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.