Зачем детей заставляют делать презентации

презентацияПолучила письмо от одной мамы:

Уважаемая Ирина Борисовна, моему сыну, второкласснику, учитель дал задание создать презентацию на тему «Почему я люблю свою семью». Не подумайте плохого, я не против, чтобы второклассники обсуждали подобные вопросы. Меня смущает, что учитель в обязательном порядке требует презентацию. Зачем это нужно? Ведь понятно, что для большинства детей презентации сделают родители. Но даже если бы их делали дети, не могу понять, какой в этом смысл?

Прочитала письмо и задумалась. В последнее время детей в школе действительно просят делать презентации. На любые темы — связанные и с историей, и с биологией и даже с математикой. Более того, самих учителей и воспитателей в детском саду призывают использовать презентации на занятиях. Даже стажировки и семинары проводятся для того, чтобы обучить педагогов науке обращения с Microsoft PowerPoint  (почему-то в почете продукты Билла, а не СтиваJ). И вот сижу я и думаю, а есть ли и правда в этом большой смысл? И хоть какая-то польза?

Знаете ли вы, что бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс утверждает, что PowerPoint делает людей глупее? (фамилия Роберта в контексте заявленного смотрится прямо-таки каламбуром :)).

Исследования и просто житейские наблюдения показали, что использование слайдов способствует тому, что мозг переходит в режим автопилота. И, в результате, докладчик не может ответить на простейшие вопросы, выходящие за рамки презентации.

Группа американских физиков, работающих на Большом андронном коллайдере, недавно решила избавиться от презентаций на совещаниях. Вот как описывает этот эксперимент доцент кафедры физики в государственном университете Флориды Эндрью Эскью:

«PowerPoint был как смирительная рубашка для дискуссий. Когда мы избавились о слайдов, выяснилось, что пропал и барьер между докладчиком и его аудиторией. Общение стало более двухсторонним, а раньше на протяжении 15-20 минут подряд говорил только выступающий. Аудитория стала активнее участвовать в обсуждении, люди перестали пялиться в свои ноутбуки и начали задавать вопросы. Именно этого мы и добивались».

Использование слайдов предполагает меньше импровизации и меньше вдохновения. Создавая презентацию – особенно ту, в которой много текста и графиков, мы словно загоняем себя в ловушку, прилаживаем себя в рамки шаблона.

Кстати, иногда это чревато вполне реальными опасностями. Так, в отчете комиссии о расследовании катастрофы шаттла Колумбия, упоминается, что представители NASA стали слишком сильно полагаться на представление технической информации в виде слайдов, заменив ими многие отчеты. Специальный советник Генштаба США Ричард Рассел даже написал статью, в которой потребовал запретить использование PowerPoint в военной образовательной системе.

Следует ли из этого, что школьников не надо обучать созданию презентаций? – Не уверена. Презентация может стать подспорьем для составителя и средством для привлечения внимания аудитории. Только не любая презентация. Не та, где куча текста и пунктов – собственно, все мысли докладчика присутствуют.

Это должно быть нечто, ярко и емко представляющее основную идею выступления. Пара цитат, пара слоганов, пара образов. Учат ли наших детей и педагогов составлять такие презентации? – судя по выступлениям моих коллег на заседаниях и прочих мероприятиях, нет (сообщаю с прискорбием).

Если хотите узнать больше о настоящих, правильных презентациях – загляните к замечательному Алексею Каптереву. У него есть чему поучиться.

А что касается вопроса мамы, то я бы посоветовала презентацию таки сделать. Но не самой, а вместе с ребенком. Обсуждая с ним то, что вы хотите поместить на слайды. И проговаривая, что именно ребенок хочет тем или иным слайдом продемонстрировать. Ни в коем случае не переписывайте текст из учебника или интернета (это я уже не о конкретной теме, обозначенной в письме, говорю). Лучше сформулируйте вместе с ребенком основную идею и попробуйте ее грамотно проиллюстрировать – небольшой схемкой, графиком или образом.

А потом, самое важное, пусть ребенок расскажет вам, о чем, собственно, презентация. А вы задавайте вопросы. Если диалог получился и тему удалось раскрыть – задание выполнено. И польза от него точно имеется.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Зачем детей заставляют делать презентации: 11 комментариев

  1. Ника

    Ох как в тему!! Нас с этими презентациями замучили уже. Между прочим, даже в детском саду заставляли делать. Ирина, а вы считаете, это нормально, когда родитель должен тратить столько времени на выполнения домашних заданий?

    1. Кари

      Просто нет слов! Второклашки должны делать проекты в power point?С родителей не слезают с бесконечными требованиями помощи детям . Программы составлены психически нездоровыми людьми, которые калечат детей этими ненужными нагрузками, нервируют родителей, работающих и ничего не успевающих. Образование полностью уничтожено, вместо этого тесты, листочки с напечатаннами заданиями, и тому подобная хрень. Озадаченные нервные родители и дети , у которых отнято детство.

  2. N.B.

    Свалили вину на слайды, хотя дело в том, что люди просто не умею грамотно желать презентации. На самом деле они помогают — используем их на работе несколько лет. С ними все становится более просто и наглядно. И детям я думаю, будет полезно научиться делать презентации.

    1. Аргиро

      Да ладно вам! Чтобы сделать красивую и грамотную презентацию необходима дорогая видеоаппаратура — монтировать отснятое, а не скачанное с ТыТуба видео, графика с высоким разрешением — делать вменяемую анимацию, качественный микрофон — звукозапись, доступ на фабрику за информацией с первых рук и прочее. А то, что сейчас делают педагоги, всовывая скомунизженные картинки с текстом, вызывает рвотные рефлексы. Самогонная самодеятельность и не более. Я уже молчу про коммерческое использование, когда могут по голове надавать за картинку без согласия копираста. Я считаю, что реферата в RTF с парой-тройкой фото хватит с головою, так нет же, наши педагоги предпочитают впихнуть побольше «костылей» и раздуть проблему до эпических размеров, а то оборудование простаивает. Офисные приложения от МалоМягких предназначены сугубо для бизнеса и если дети учатся не в «бизнес» школе, то пусть химички/биологички/истерички и прочий ширпотреб не лезет к детям с этой бандурой. На уроках информатики — пожалуйста, но не дома!

  3. Татьяна

    А нам с мелким нравится делать презентации. Правда, теперь он уже делает их полностью самостоятельно (а иногда еще и друзьям в классе). Согласна, что текста должно быть по минимуму, только ключевые фразы. Тогда и простор для творчества и свободного общения будет.

    1. Катерина

      Хорошо, когда так. У моих презентации совсем не шли… Да и мне их составлять не нравилось

  4. Ольга

    Считаю презентации и такое обучение в школах большим вредом. Ребенку сидеть за компьютером долгое время нельзя. Никто не учит ребенка работать на компьютере в младшей школе. Не в каждой семье есть компьютер. Ребенок должен самостоятельно делать уроки, а не с помощью родителей. Домашние задания должны быть посильны для выполнения ребенком самостоятельно. Родителям нужно только контролировать процесс обучения ребенка. Возмущена вашими выводами в конце статьи. Если уж так нужна презентация в процессе учебы, то почему бы самому учителю и не поучить детей составлять презентацию в классе и не давать такие домашние задания ученикам.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      «Ребенок должен самостоятельно делать уроки, а не с помощью родителей. Домашние задания должны быть посильны для выполнения ребенком самостоятельно. Родителям нужно только контролировать процесс обучения ребенка».
      В принципе, согласна. И да, конечно, если детям задают делать презентации, то, как минимум, стоило бы их этому обучить в школе. Но, вообще-то, я писала не о технической составляющей. Научить человека создавать слайды — не сложно. Во многих школах и даже детских садах это делают. Проблема в содержании презентации, смысловой составляющей — умении выделить главное, найти соответствующий слоган, картинку или схему. Вот этому, к сожалению, никто не учит. И именно об этой проблеме я говорила. На мой взгляд, даже если ребенок не имеет представление о работе в Microsoft PowerPoint, попробовать научить его визуализировать свои мысли и идеи стоит.

      1. Ольга

        В младшей школе нагрузка на детей очень большая и физическая и
        интеллектуальная. Слайды научить детей делать несложно, возможно, не
        буду ни утверждать. ни спорить. Не пробовала. Но сначала нужно научить
        писать, читать и считать. И научить уметь выделить из прочитанного и
        услышанного главное- это точно . И многое другое. А вот модные
        презентации можно было бы и не включать в процесс обучения в младшей
        школе или делать их исключительно на уроках.

        1. Ирина Рогожкина Автор записи

          Наверное, соглашусь:) Ничего плохого не случится, если не делать презентации в начальной школе. Может, только польза будет:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.