Есть такие темы, упоминание которых у «знающих» людей вызывает усмешку. Слишком уж темы эти воспеты, популяризированы и заезжены, как старая грамофонная пластинка. В свое время о них стало модно говорить. Раз говоришь, значит, в струе. Один говорит, другой кивает, третий одобряет. При этом ни первый, ни второй, ни третий суть дела особо не понимают. Мне кажется, так с фракталами было (и, наверное, нанотехнологиями :)). В результате, обсуждать их с детьми, проводить тематическое занятие уже почти дурной тон.
А зря. Потому что на самом деле, фракталы – совершенно потрясающая вещь. Страшно интересная. Способная удивить, восхитить, озадачить и превратить занятие в настоящий праздник. Я недавно преодолела психологический барьер и познакомила своих маленьких учеников с фракталами. Получилось здорово!
Математическое определение – сложное, где упоминаются множества и дробная метрическая размерность, — ни к чему. Лучше показать детям ветку. Скажем, папоротника.
Вот она.
А на ней маленькие веточки, которые выглядят в точности, как большая ветка. Если приглядеться к этим веточкам, то можно увидеть на них совсем мелкие ростки. Которые, опять же, выглядят, как большая ветка. Часть по форме напоминает целое.
Это в природе обычное явление. Молния, океанское побережье, кровеносная система, некоторые цветы, деревья и, чудо природы, капуста брокколи 🙂
Объекты, в которых части подобны целому, и называются фракталами.
Эти чудесные объекты можно создать самостоятельно. – Дети, хотите? – А то! 🙂
Треугольник Серпинского. Классика. Выглядит сложно. А создать легко – даже 7-летнему ребенку.
Здорово, если каждый ребенок нарисует свой треугольник, а потом они объединятся в один большой. Чем не проект? Тот, над которым хочется работать и наблюдать за результатом.
Снежинка Коха.
Можно придумать свой собственный фрактал и собрать его с помощью ленточек и стикеров прямо на полу (из ленточек выкладываем, стикерами прикрепляем).
Можно из цветного скотча на листе огромном. По лучику на каждого ребенка. Самые мелкие, на пятой-шестой итерации, рисуем. Красиво!
А еще можно попробовать угадать правило, согласно которому фрактал растет. Вот отличное компьютерное приложение, в котором можно следить за тем, что происходит с фракталом в процессе «роста».
Первый шаг.
Второй.
Третий.
Догадались, по какому правилу происходят изменения? Мои ребятишки справились. Вот что получается на 5-ом шаге. Буря восторгов, естественно 🙂
Всячески рекомендую.
Очень круто! Вступление о нанотехнологиях порадовало))
Ира, с возвращением! 😉
Ирина, спасибо за статью. Доступно и очень интересно. Понравилось. Действительно совершенно потрясающая вещь!
Большое спасибо! Очень интересная и своевременная статья, особенно фракталы понравились мотитивированным детям.
Чудесно! Очень интересное задание для мотивированных детей.
классно все,спасибо
Очень интересно!!!
Ирина, не пропадайте! У вас самые интересные идеи!
Ирина!Всегда с огромным интересом читаю Ваши статьи!И опять порадовали, спасибо!
Спасибо большое! Очень приятно!:)
картинка фракталов в капусте, для коллекции