Сегодня наш эксперт Куприянова Татьяна Лимановна расскажет о том, как научить ребенка писать правильно. Как справиться с проблемой кривых строк, зеркальных букв и путаницы в письме.
Начался новый учебный год, и первоклассники радостно устремились в школу (по крайней мере, хочется верить в то, что радостно :)). Первые учебники, первые тетрадки, первые прописи. И тут у некоторых детей возникают трудности. Они не могут писать ровно, по линейке, буквы скачут и прыгают. Прописные В и Д, Е и З путаются или зеркалятся. Посмотрев на свои записи, ребенок может по-настоящему удивиться: «Как это я так мог написать?».
Все это – проявления оптической дисграфии (нарушение письменно речи). Которую, как и любой недуг, проще предотвратить, чем потом лечить. А сделать это очень просто. Вот задания, которые точно помогут.
Скопируй изображение. Рисуем на клеточкой бумаге дорожку или фигуру и просим ребенка ее скопировать.
Нарисуй зеркальное отражение. Рисуем слева или справа от вертикальной прямой половину изображения и просим ребенка его дополнить.
Ориентируемся в пространстве. Попросите ребенка нарисовать что-то в заданном месте листа бумаги. Например, пчелу в верхнем левом углу, лягушку в центре и т.д. На улице поговорите о предметах, которые попадаются вам на пути. Где они находятся? – справа, слева, вверху, внизу,…? Можно передвигать картинку или игрушку по листу бумаги и спрашивать, где она сейчас находится.
В действительности, придумать полезные игры и упражнения не сложно. Основная идея заключается в том, чтобы научить ребенка соотносить то, что он делает, с тем или иным положением в пространстве, выработать умение действовать по образцу и контролировать движения своей руки.
Интересно, что в этом смысле очень полезным является обучение программированию. Да-да, как это ни странно. Только программирование должно быть наглядным и помогающим отточить умение ориентироваться в пространстве.
Прекрасным примером является разработанная у нас в России система Пиктомир, в которой ребята управляют виртуальным роботом. Чтобы помочь роботу отремонтировать покрытие космодромов, дети должны понять, в какую сторону и на сколько клеток необходимо его сдвинуть. Понятно, что при составлении соответствующей программы отлично развивается не только логическое, но и пространственное мышление.
Мы с Татьяной Лимановной очень рекомендуем:) Познакомиться с курсом программирования для дошколят можно здесь.
PS: Есть вопросы по развитию речи дошкольников и младших школьников? – Пишите! Будем рады помочь.
Спасибо! Как всегда, очень полезно. Но я слышала, что зеркальное написание букв считается до определенного возраста нормальным явлением. Разве это не так?
Вот уж никогда бы не додумалась до связи программирования с правильным письмом) Вы уверены?)
Еще бы коллекцию заданий к статье! Нет ли ссылки на них?
Картинка классная, посмеялась))
Уважаемая Татьяна Лимановна! В этом году сын будет поступать в школу для одаренных детей. Все данные у него к это у есть. Но речь у него пока не очень внятная, он шепелявит, не произносит р. Могут ли ребенка не принять в школу для одаренных из-за проблем с речью?
PS: мы занимаемся с логопедом, но я не уверена, что получится решить все проблемы до школы.
Татьяна, нет прямой зависимости между произношением и одарённостью. Одарённым может быть и ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи. Иногда, если в школу зачисляют после собеседования учителя могут перестраховаться и тогда возникают сложности. Лучше исправить речь до начала занятий. А ещё лучше до того, как ребёнок начнёт читать. Когда мы читаем, даже про себя, наши органы артикуляции принимают определённые позиции. Если ребёнок путает в произношении звуки Р и Л или не произносит какие-либо звуки, он может путать буквы на письме или при чтении. Изучение нескольких языков тоже становится трудным. Поговорите с логопедом о прогнозах коррекции речи и существующих проблемах. Возможно Вам надо заниматься больше или тщательнее выполнять задания логопеда.