По данным различных исследований, свыше 60% будущих первоклассников обнаруживают низкий уровень готовности к школе. Среди причин, по которым современный ребенок испытывает трудности в учении, именно «интеллектуальная пассивность», отсутствие мотивации, стоит на первом месте. «Не хочу я в школу, мне в садике больше нравится!» – все чаще говорят дети. Однако, судя по опросам, практически половина пап и мам считает, что «хотеть в школу» и не обязательно.
Вот ряд показательных родительских высказываний на приеме у детского психолога:
«Хочешь – не хочешь, все равно в школу ходить будешь!»
(папа семилетнего Андрея)
«Школа существует, чтобы учиться, а не развлекаться, у ребенка “надо” должно победить все его “хочу”»
(мама шестилетней Маши)
«Наша дочь старших детей видит и знает, что в школу ходить никто не хочет»
(мама шестилетней Кати)
«Современная школа – это ужас, а учителям самим еще учиться и учиться надо!»
(мама семилетнего Данилы, в присутствии ребенка).
А ведь отношение родителей к школе и учению во многом определяет отношение к этому и самого ребенка. Позитивный взгляд на школу в семье способствует гармоничному вхождению ребенка в новую среду. Негативное же, тревожное отношение, непонимание родителями смысла выражения «готовность к школьному обучению», а, часто и родительские амбиции, превосходящие реальные возможности ребенка, – все это, конечно, не способствуют появлению у малыша желания пойти в школу.
Большинство родителей считают, что залогом успеха их ребенка является умение читать и считать, но решающее значение имеют не столько знания и навыки, сколько интерес и стремление ребенка к их усвоению.
Что же делать? Как помочь ребенку?
В первую очередь, мамам и папам, бабушкам и дедушкам, а также педагогам необходимо направить усилия на то, чтобы создать у ребенка позитивный и содержательный образ школы.
Но, как водится, начать придется с себя! Перед тем, как серьезно поговорить с ребенком о школе, необходимо настроиться на позитивный лад. Поможет в этом небольшое упражнение: сконцентрируйтесь и проанализируйте, какие ассоциации и воспоминания вызывает у вас мысль о школе. Часто ассоциации бывают негативно окрашены (бойкот, двойка, спрятанный дневник, скука), а воспоминания – травматичны: «стою у доски и не знаю, что ответить», «учительница била линейкой по голове», «однажды меня заперли одного в классе за плохое поведение» и т.п. Постарайтесь не перенести на ребенка груз своих собственных школьных обид, мысленно перейдите к хорошим моментам – любимым урокам, школьным друзьям, увлеченным учителям. Вспомните, с каким букетом вы шли в первый класс, с кем сидели за одной партой, достаньте школьные фотографии – ребенок будет в восторге.
Полезно сходить в школу на день открытых дверей, сводить дошкольника на экскурсию в школу, даже если малыш помещает там подготовительные курсы – с мамой или папой он почувствует себя уверенней в школьных стенах.
Такая экскурсия будет способствовать и знакомству ребенка с социальными нормативами школьной жизни. Ведь, к сожалению, современных адекватных книг и фильмов о школе практически нет.
Познакомиться со школьными правилами малышу поможет игра в школу.
Во время такой игры обратите внимание, хочет ли ребенок всегда исполнять роль учителя – или готов быть и учеником? Меняйтесь с ним ролями.
- Когда он учитель, «держит ли он роль», ведет ли себя как взрослый? Добрый он учитель или злой?
- Когда он ученик, поднимает ли руку, когда хочет ответить? Обращается ли к учителю на «Вы»?

Это учительница в классе, урок математики. Валерия (6,5 лет). Преобладает учебный мотив = ребенок готов к школе
Очень полезно в игре в школу вводить персонажи с разным характером и способностями: непоседливого Буратино, глупенького мишку, умницу куклу Машу и т.д. Озвучивайте их, вместе с малышом, придумывайте, разыгрывайте уроки, помогайте сказочным героям преодолевать трудности.
Рекомендую также почитать чудесную книжку Марины Панфиловой «Лесная школа».
На пороге школы очень важно верить в своего ребенка, быть готовым оказать ему помощь в учебе.
Ведь недаром ходит шутка о том, что лучший способ испортить отношения с ребенком – это начать делать с ним уроки. Часто, даже весьма сдержанные родители выходят из себя при совместном выполнении домашних заданий. И хотя такие задания не рекомендованы для первоклассников, однако на практике даже в детском саду их уже «задают»!
Причины сложностей в отношениях с ребенком в этом случае связаны и со сменой роли («Мама больше не «жалелка», она теперь «училка», – признался семилетний Вася), и с завышенными ожиданиями со стороны родителей.

Это дом, это школа,это школа-больница. Даже если заболеешь, все равно учиться надо. Андрей (7 лет). Обреченность перед школой
Если Вы раздражаетесь, когда помогаете ребенку выполнять задания, то:
- представьте, что делаете уроки не со своим ребенком, а с ребенком своего большого начальника! Вам удастся стать сдержанней, снисходительней и добрее;
- вспомните того взрослого из своего детства, который вам казался образцом терпения и справедливости, примерьте его образ на себя, когда занимаетесь с ребенком;
- во время выполнения домашних заданий ищите победы ребенка, его удачи, не ставьте себе цель уличить малыша, – «неправильно!», «вот это буква кривая!» – наоборот, найдите «королевские буквы», самые блестяще почитанные слова и т.д.;
- ни в коем случае не запугивайте ребенка: «Ночью кривые буквы тебя побьют!», «Вот ребята засмеют твою тетрадку!» и т.д.
- помните, сначала всегда трудно, верьте в ребенка и в себя;
- любите ребенка любым, даже неуспешным!
Чтобы хотелось учиться – необходимо еще и стимулирование познавательной мотивации. Ходите в музеи, в эксперементариум, планетарий, зоопарк. Наблюдайте, восхищайтесь, ищите интересное во всем, что вас окружает. Рассказывайте ребенку о профессиях, берите с собой в путешествия и конечно, читайте ему книжки.
Помните, без желания любое дело дается трудней. Давайте постараемся «захотеть» в школу вместе с ребенком, и тогда его «хочу» обязательно поможет нам воспитать у него «надо»!
Баринова Наталья Михайловна,
педагог-психолог высшей категории,
лауреат премии «грант Москвы» в сфере образования